ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В КОЛЛЕДЖАХ
Баирова Раушан Трижановна
Преподаватель математики, информатики и вычислительной техники
Учреждение «Костанайский высший колледж Казпотребсоюза»
Современное образование предъявляет преподавателю все более высокие требования к обучению математики, делая упор на инновационные процессы, метапредметные связи и реализацию компетентностного подхода в образовании, социализацию обучающихся, т.е. готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и навыки, способы деятельности в жизни для решения теоретических и практических задач.
Актуальные проблемы преподавания математики заключаются в пересмотре огромного опыта, связанного с активизацией обучения студентов. Проблема воспитания творческой активности студентов до сих пор не теряет своей актуальности. Решение связано с преодолением многочисленных противоречий и ряда проблем, присущих процессу обучения. По-моему мнению, вот некоторые из них:
- Существуют противоречия между объемом и содержанием учебного материала, которые жестко определены программой и естественным стремлением творчески работающего преподавателя выйти за ее границы, рассмотреть тот или иной вопрос в трактовке, отличной от принятой учебником;
- Противоречие между экономичностью (проявляющихся в сообщении обучающимся готовых знаний и приводящих часто к формальному их усвоению) и неэкономичностью во времени индуктивных методов (широко используемых в проблемном обучении и активизирующих самостоятельную познавательную деятельность студентов);
- Противоречие между повседневной коллективной учебной работой студентов и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, формирования их умений и навыков, их темпом и характером работы;
- Противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики, если математика развивается необычайно быстро, приобретая все новые и новые знания, то методика преподавания математики, особенно в условиях массового обучения, развивается намного медленнее.
Самое тяжёлое для практикующего педагога не выбирать методику преподавания, не сочинять интересные уроки, не создавать презентации к урокам, а заставлять студентов учиться, выполнять домашние задания и даже посещать колледж. Создается впечатление, что чем больше мы стараемся придумать что–нибудь «весёленькое» для урока, активировать познавательные способности ребят, тем больше они не хотят учиться, самостоятельно добывать знания. Наши попытки заинтересовать их обращаются пассивностью, иждивенчеством, уверенностью в том, что им все всё должны. В последние годы у обучающихся очень заметно слабое знание таблицы умножения, отсюда и масса вычислительных ошибок. Умение пользоваться калькулятором уже со школьного возраста приводит к тому, что многие дети забывают даже то, как подписываются числа друг под другом при умножении, сложении и вычитании в столбик. Особенно это бросается в глаза, когда продавец в магазине 15 и 20 складывает на калькуляторе. Современные УМК нацелены в основном на развитие у студентов творческих способностей. Ни для кого не секрет, что наши дети очень мало читают, а говорят ещё меньше. Современное общение сводится к обмену СМС по телефону, сообщениями в соцсетях. Как следствие, в последние годы очень ярко заметно отсутствие у них логического мышления. Доказательство теорем по геометрии, равно как и задач на доказательство, превращается для них в настоящую пытку. Из-за отсутствия у ребят способности логически мыслить страдают и все остальные дисциплины, где нужно уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений. На сегодняшний день студенты первого курса изучают математику за один год обучения, тем самым проходят ускоренный курс математики за 10-11 классы. После завершения курса математики, студенты сдают экзамен. Перевод контроля знаний в основном на тестовую форму, привело к тому, что многие обучающиеся воспринимают уровень своих знаний как игру «Угадал – не угадал». В результате курс математики становится все более примитивным. На плечи преподавателя, кроме преподавания своего предмета, ложатся обязанности воспитывать в студентах патриотизм, навыки культурного общения, применения полученных знаний в повседневной жизни, работа по охране жизни детей.
Главный дирижёр и вдохновитель любого урока – это, конечно, педагог. Манера общения, большой словарный запас, умение последовательно излагать материал, грамотное оперирование математическими понятиями способствуют укреплению авторитета педагога и, как следствие, повышению интереса обучающихся к предмету. Эмоциональный рассказ преподавателя помогает настроить аудиторию на восприятие материала. Но современная действительнось такова, что нет притока самых талантливых выпускников педагогических и математических вузов в школы и колледжи, а те, кто приходит, всё-таки в колледж, задерживаются в ней ненадолго: маленькая зарплата и большая нагрузка. В итоге – падает интеллектуальный тонус, всегда считающийся отличительной чертой нашей интеллигенции. которая была бы способна удивить каждого. Сочетание традиционных методик обучения с современными информационными возможностями позволяет обучающимся гораздо эффективнее усваивать материал. Хочется отметить, что использование информационно – компьютерного обеспечения повышает активность студентов на уроке. Дети становятся более заинтересованными и внимательными. Информация преподносится понятно, наглядно, доступно, что помогает настроить обучающихся на целенаправленную осмысленную работу. Для разнообразия форм обучения в свете воспитания у обучающихся чувства патриотизма на уроках математики можно применять задания из серии «История родного города в математических задачах». Использование таких задач способствует формированию чувства гордости и любви к малой Родине, позволяет заинтересовать студентов математикой через историю родного края, стимулировать их познавательную активность, а как следствие — повысить результативность учебной и внеурочной работы. Одной из новых методик закрепления и контроля знаний является графический диктант (письменная проверочная работа, выполняемая обучающимися под диктовку преподавателя, при которой ответы на вопросы студент представляет в виде знаков (в условно-графической форме) на специальных бланках.
Есть три подхода к обучению математике, в той или иной степени ассоциирующихся с проблемным обучением: метод обучения с помощью задач, метод обучения с помощью создания проблемных ситуаций и собственно проблемное обучение. Метод обучения с помощью задач заключается в следующем: преподаватель предлагает студентам задачу, решить которую они пока не в состоянии. Он кое-что объясняет, вводит новые элементы теории, затем возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не является личностно-ориентированным. Задача, которая разбирается на уроке, нужна не студенту, а преподавателю. Преподаватель навязывает ее студентам, ведь это делает процесс объяснения нового материала более комфортным. Примерно так же обстоит дело и с методом создания проблемных ситуаций. В проблемную ситуацию обучающегося загоняет преподаватель, и сам его из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. При использовании указанных двух методов обучающиеся, как правило, пассивны. Я думаю, что правильный подход к проблемному обучению базируется на двух положениях: 1) с проблемой должен непосредственно столкнуться сам обучающийся; решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает; 2) решение проблемы должно быть отсрочено по времени, проблема должна “отлежаться”. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, обучающийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получит определенные положительные эмоции.
Таким образом, исследуя данную проблему, можно сделать вывод, что на современном этапе проблемное обучение, компьютерные технологии, метапредметные связи – важнейшие составляющие принципа обучения в колледже. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости, устанавливать причинноследственные связи, а также позволяет активизировать уже существующий интерес студента к предмету или способствует развитию такого интереса.