Психолого-педагогические основы развития речи у детей дошкольного возраста
Нурмагамбетова Алия Темирбулатовна
Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
Развитие речи дошкольников – это процесс овладения детьми речью как средством общения и культуры, пополнение словарного запаса, знакомство с книгами, развитие фонематического слуха.
Основные задачи развития речи дошкольников:
Формирование словарного запаса. Дети должны не только знать, но понимать и использовать в общении множество разных слов. Также важно, чтобы они могли объяснять их значение и правильность применения.
Развитие грамматических навыков. Дети осваивают уже в дошкольном возрасте, учатся правильно строить предложения, учитывая при этом времена, склонения и другие нюансы.
Развитие речевых навыков. Речь идёт о способности чисто выговаривать звуки, составлять из них слова, объединять слова в словосочетания и т.д.
Овладение коммуникативными навыками. Дети должны слушать, воспринимать и понимать, что говорят другие люди, а также принимать активное участие в диалогах.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь она лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно [1].
Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему.
Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача – развивать речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Вопросы развития речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и многие другие.
Речь – определенное высказывание, облечённое в звуковую (в том числе внутреннее произнесение) или письменную форму. Под речью подразумевают как сам процесс говорения (речевую работу), так и его итог (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) [3].
Речь и язык (код) формируют общий феномен каждого определенного языка, приобретенного в определенном его состоянии. Речь это воплощение, реализация языка (кода), который находит себя в речи и исключительно через нее осуществляет свое коммуникативное предназначение. Речь внедряет язык в контекст употребления.
Процесс речи характеризуется определенным темпом, большой продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной четкости, акцентом и т.п. Речь может быть охарактеризована через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, подход к собеседнику, доступность, по признакам своей формальной и смысловой структуры. К речи применимы эстетические (стилистические) и этические (нормативные) оценки.
Индивидуальный характер – важнейший признак речи. Субъективность речи выражается в том, что речь имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он пробует подобрать слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определённым объектам действительности, придавая им речевое значение. Говорящий или пишущий отдаёт предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному, почтительному, пренебрежительному, непосредственному, непрямому и т.п.), употребляют высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием. Речевое поведение составляет существенную характеристику личности.
Функции речи разнообразны:
1. Функция воздействия: состоит в способности человека посредством речи подталкивать людей к определенным действиям или отказу от них.
2. Функция сообщения: состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми при помощи слов, фраз.
3. Функция выражения: заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
4. Функция обозначения: заключается в способности человека через речь давать предметам и явлениям, которые находятся вокруг, принадлежащие только им названия[1].
Соответственно большому количеству своих функций речь представляет собой полиморфную деятельность, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь – система применяемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внешняя речь содержит следующие виды [4]:
– устную (диалогическую и монологическую)
– письменную.
Устная – это общение между людьми с помощью произнесения слов вслух, с одной стороны, и понимания их людьми на слух – с другой. В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
На практике реализовать задачи по развитию речи возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно поэтому при планировании работы по развитию речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий и т.д.
Дошкольники не только отличают существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинают определять причинно-следственные отношения среди них, кратковременные и прочие взаимоотношения. Обладая довольно сформулированным активным разговором, дети стремятся рассказать и отвечать на вопросы для того, чтобы находящимся вокруг него слушателям было понятно, что он хочет сказать. В тоже время с формированием самокритичного отношения к собственному высказыванию у детей возникает и критичный подход в речи сверстников [1].
Обогащение и увеличение словаря совершается не только за счет существительных, обозначающих предметы, но и за счёт названий отдельных элементов предметов, глаголов, и кроме того слов, образованных при помощи суффиксов и приставок, которые дети начинают широко применять.
Дошкольники употребляют в своей речи отвлечённые существительные, а еще прилагательные, глаголы. Многочисленные слова из пассивного запаса переходят в активный словарь[2].
Несмотря на существенное увеличение лексики, дошкольник ещё далёк от свободного пользования словами. Неплохой проверкой и показателем полноценного владения словарём, считается способность детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вершки
– корешки), прилагательные (мягкий – твердый), наречия (крепко – слабо), глаголы (начать-закончить); подбирать прилагательные к существительным
(Какая лисичка? – Хитрая, рыжая, любопытная, голодная, смелая), наречия
к глаголам (Как может разговаривать ребенок? – Торопливо, невнятно, не спеша, разборчиво, тихо, громко и т.д.), близкие по смыслу слова-синонимы (летать − парить, порхать, подниматься, облетать и др.)[1].
Развитие речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дошкольник овладевает грамматическим строем и использует его довольно легко. В структурном отношении речь значительно усугубляется не только за счет простых предложений, но и сложных; увеличивается масштаб высказываний.
Однако в речи детей всё еще встречаются грамматические ошибки: неправильное образование формы родительного падежа множественного числа отдельных существительных («пальтов» вместо пальто), изменение по падежам несклоняемых существительных («на «пианине» стоят цветы»), ошибочное согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
Грамматическая точность речи дошкольника в значительной степени зависит от того, как часто взрослые сосредотачивают внимание на ошибках детей, поправляют их, давая верный вариант использования слова или предложения [2].
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы [3].
Говоря о психолого-педагогических основах развития речи у детей дошкольного возраста мы акцентируем внимание на следующих моментах:
-речь связана со всей жизнью человека. Без сформированной речи и сформированных коммуникативных навыков человек не может полноценно общаться. Именно в овладении речью ребёнок учится реализовать основную функцию языка и речи – коммуникативную. Речь служит высшей формой мыслительной деятельности и является показателем уровня речевого и умственного развития ребёнка. Развитие речи считается главным условием благополучной подготовки детей к обучению в школе.
-сложно переоценить социальную значимость развития речи в формировании гармоничной личности. Развитие связной речи влияет и на воспитание, и на развитие интеллекта. Самым важным периодом развития речевой деятельности является период дошкольного детства, когда ребёнок впитывает и воспроизводит огромное количество информации.
Литература:
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.- М., 2021-351с.
- Лепская Н.И. Язык ребенка [онтогенез речевой коммуникации]. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2020. – 151 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. –Ростов-на- Дону: Изд- во «Феникс», 2020. – 416 с.
- Шпунтов А. И. Интонационные особенности устной речи детей 6-7 лет // Характеристика связной речи дошкольников и первоклассников. Сб. науч. трудов / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 2020. –С. 66-79