Развитие познавательной активности учащихся при применении технологии критического мышления на уроках английского языка

Ливадина Ирина Борисовна

Учитель английского языка

КГУ «Средняя школа №24»

Бұл мақалада ағылшын тілі сабақтарында оқушылардың ойлау іс-әрекетін қалыптастыруға мүмкіндік беретін оң нәтижелерге қол жеткізудегі инновациялық әдістер көрсетілген. Қазіргі уақытта ағылшын тілін оқыту коммуникативтік іс-әрекетті көру бұрышымен оқытудың, яғни, қарым-қатынас жасау біліктілігі тұрғысынан қарастырылады.

В статье  описаны инновационные методы, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников на уроках английского языка. В  настоящее время обучение английскому языку  рассматривается под углом зрения  обучения коммуникативной деятельности, т.е. умению общаться.

The article describes innovative methods of achieving positive results in the formation of mental activity of students at English lessons. Nowadays, the teaching of English is considered in terms of learning communicative activities, that is, the ability to communicate.

Сыни тұрғыдан ойлау, ақпаратты тиімді қабылдау, топта жұмыс істеу біліктілігі, сабақтағы белсенділік.

Критическое мышление, эффективность восприятия информации, умение работать в группе,  активность на уроке.

Critical thinking, effective perception of information, the ability to work in a group, activity in the classroom.

«АҒЫЛШЫН ТІЛІ САБАҚТАРЫНДА СЫНИ ОЙЛАУ ТЕХНОЛОГИЯСЫН ҚОЛДАНУ КЕЗІНДЕ ОҚУШЫЛАРДЫҢ ТАНЫМДЫҚ БЕЛСЕНДІЛІГІН ДАМЫТУ»

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

«DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY IN USING CRITICAL THINKING TECHNOLOGY AT ENGLISH LESSONS»

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления.

Проанализировав литературу,  пришла к выводу, что на уроках английского языка  используя  методы и приёмы технологии развития критического мышления,  можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

  • умение ставить вопросы;
  • умение выделить главное;
  • умение делать сравнение;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
  • умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
  • способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

В течение своей педагогической деятельности я использую технологию критического мышления на разных этапах урока. На каждой стадии урока я использую  определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность, и направлены на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Так как в  настоящее время обучение английскому языку  рассматривается под углом зрения  обучения коммуникативной деятельности, т.е. умению общаться. Научить общаться естественным образом на английском языке в условиях учебного процесса – проблема сложная, но  однозначно решаемая. Эффективным способом для  решения этой проблемы, на мой взгляд, является применение ТКМ.            На сегодняшний день существует много доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, т.к.

  •  позволяет ученикам выражать свое понимание темы,
  • помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи.

В начале урока я предлагаю  детям  прослушать диалог, предварительно поделившись на группы и после прослушивания, обсудить в группах, исходя из содержания диалога, какая будет тема нашего урока. Дети внимательно выслушивают  весь диалог и без особых затруднений сообщают тему нашего урока. Думаю, что дети успешно справляются с заданием, т.к. предварительно мы изучаем лексический материал по теме, хотя некоторое время дети обсуждают  в группах, прежде чем дают правильный  ответ. Следующее задание, которое  организую в начале урока  ориентировано на использовании логики при выполнении. На интерактивной доске я предлагаю  выбрать детям из списка, чем мы будем заниматься на уроке. Ребятам следует обдумать и прийти к логическому заключению, сравнивая с тем, что мы обычно делаем на уроке.

В середине урока дети  получают задание по стратегии критического мышления « Работа по фотографии». Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Задание было определить по фото  и назвать учебный предмет, доказывая свою точку зрения. В итоге получилось хорошее описание с доказательствами.  Для меня было ценным то, что дети доказывали  свои версии на английском языке. Ведь моя задача, как учителя английского языка – научить их свободному общению. Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Очень объёмным является следующее задание – составить в группах монологическое высказывание по теме «Путешествие».

Ребята работали  с использованием маршрутного листа.  На листе были предложены под темы, которые дети должны были использовать в раскрытии темы (одежда, погода, деньги, покупку, достопримечательность, еда). Ребята включаются в работу, выполняя пункт за пунктом по маршрутному листу. Выполняя задание, дети оценивают себя по оценочным листам. Критериями оценки в группе были:

  • Активность
  • Умение работать в группе
  • Знание лексики
  • Умение выстроить доказательства на английском языке

Технология критического мышления дает ученику
повышение эффективности восприятия информации и
повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.
На заключительном этапе урока по теме «Homes» на стадии рефлексии  учащиеся получили задание  написать синквейн по теме «Family», т.к. « Семья» связана с темой «Дом» и является под темой при изучении лексического материала. Варианты были разные, но хочется отметить версию одной из группы.

Family.

Native, good.

To care, to help, to love.

Family is where we have many people.

Relatives.

Что касается работы ребят, хочу сказать, что они сразу сориентировались в подборе нужных слов, выделяя ключевые слова. Ребята удачно подобрали  глаголы: заботиться, помогать, любить. Используя эти слова, им удалось раскрыть  значение и ценность семьи, написав такую версию синквейна.

 В целом ребята быстро  справляются с этим видом  задания без затруднений и даже не прибегают  к моей помощи в переводе слов. Детям хватает  их собственного запаса слов по данной  теме.

И так, исходя из всего вышесказанного, технология критического мышления очень хорошо применима на уроках английского языка.

Данная технология позволяет учителю давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть справленным учителем.

Таким образом,  можно сделать вывод, что технология  критического мышления  имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения английскому языку  для развития познавательной активности учащихся. Нужно  только вызывать у ученика желание, потребность говорить, а для этого необходимо создавать условия, при которых появилось бы желание что-то сказать, выразить свои мысли и чувства.

Литература:

  1. Alexander.R.(2001) Culture and pedagogy [Культура и педагогика] Wiley-Blackwell
  2. Интернет ресурсы. http://ip-kom.ru/p10aa1.html
  3. Alexander, R.J.(2008) [К диалоговому обучению. Пересмотр разговора в классе ], York, Dialogogs