РОЛЬ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Савельева Анна Владимировна
Преподаватель русского языка и литературы
Государственное бюджетное учреждение «Профессиональная образовательная организация «Астраханский базовый медицинский колледж»
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы культуры общения студентов медицинских колледжей. Одной из основных задач преподавателя русского языка является формирование у студентов речевого этикета для успешной деятельности в обществе, личностного и профессионального роста в практике медицинского работника.
Ключевые слова: культура профессионального общения, культура речи, речевой этикет, специалист.
На сегодняшний день имеется социальный заказ на подготовку компетентных специалистов, нацеленных на профессиональное саморазвитие в области медицины. Культура речи является важной составляющей практически любой профессии. Речевой этикет прочно вошел во все сферы человека, будь то сфера общественных отношений, деловая или врачебная сфера. Совершенно точно можно сказать, что, не обладая знанием этических норм, можно выставить себя в невыгодном положении и лишиться доверия и благосклонности собеседника (больного, его родственников, коллег).
Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста. Культура речи медицинского работника характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований. В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких, как, соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм составляют поведенческую компетенцию медицинского работника. Для этого необходимы следующие качества:
– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
– умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
– владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
– владение стилем профессиональной речи;
– умение определять цель и понимать ситуацию общения;
– умение учитывать социальные и индивидуальные черты собеседника;
– навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
– высокая степень контроля эмоционального состояния;
– умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности.
При изучении русского языка студентами – медиками большое внимание следует уделять коммуникативной стороне общения, различным путям передачи и получения информации. Студенты овладевают умением строить свою речь в соответствии с коммуникативными качествами хорошей речи, правильностью, логичностью, уместностью, чистотой, богатством и выразительностью. На практических занятиях студенты, разыгрывая различные ситуации, учатся воздействовать на пациентов словом, приобретают навыки грамотного использования профессиональной лексики, что позволит им, как будущим медицинским работникам, сделать их общение более эффективным, доступным, целенаправленным. Существует даже такое заболевание как ятрогения, которое возникает как реакция на слова или поведение медиков. В опасных, критических ситуациях, когда слова могут ранить и даже убить, многое зависит от медицинского персонала.