Социально-экономическое прогнозирование и планирование как начальный этап деятельности государства по регулированию экономики
Тен Н.В.
КарГТУ
Тема 6 Социально-экономическое прогнозирование и планирование как начальный этап деятельности государства по регулированию экономики
План лекции
- Сущность, методы и принципы прогнозирования
- Виды прогнозов
3 Государственные национальные программы как основа реализации стратегии государства по приоритетным направлениям развития экономики.
- Сущность планирования в экономике .Формы планирования, их развитие и применение.
- Методы планирования
1.Сущность, методы и принципы прогнозирования.
Под прогнозом понимается система научно-обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
Прогнозирование –предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства.
Цель прогнозирования – прежде всего создать научные предпосылки для реализации планов. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение ее предстоящего развития; оценку возможных последствий принимаемых решений.
Задачи социально-экономического прогнозирования:
-выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области и на этой основе сформировать цели развития;
руководствуясь реальными экономическими процессами способствовать выработке оптимальных планов.
Существуют два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.
Генетический подход исходит из анализа предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития, и на этой основе делает выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли и не принимаются во внимание (Н.Д. Кондратьев).
Телеологический подход (телео-цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике явлений, он исходит из определения целевых целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к намеченным целям (С.Г. Струмилин).
Методы прогнозирования. По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются с тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует трудоемких расчетов. Пример, метод экспертных оценок для получения прогноза развития производства, НТП, эффективности использования ресурсов.
К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.
Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.
Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля.(интервью, аналитический, написание сценария).
Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами.(метод коллективной генерации идей, метод 635, метод «Дельфи», метод «комиссий»).
Методы экстраполяции. Сущность метода заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная Э базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза. При прогнозной Э фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.
Основу экстраполяционных методов прогнозирования составляет изучение эмпирических рядов. Эмпирический ряд – это множество наблюдений, полученных последовательно во времени.
Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта, выделения существенных характеристик или признаков.
2 Виды прогнозов
В зависимости от характера исследуемых объектов выделяются следующие виды прогнозов:
- Экономические прогнозы, которые исследуют перспективы развития отдельных элементов производительных сил и производственных отношений, как-то: объем и динамика ВВП, уровень инфляции, производительность труда, воспроизводство трудовых ресурсов и основных фондов, объем, состав и эффективность инвестиций, темпы экономического роста и т.д.
- Прогнозы природных ресурсов, характеризующие вовлечение их в хозяйственный оборот и охватывающие все виды ресурсов общественного воспроизводства и природную среду: топливо и минеральные ресурсы, ресурсы космоса и Мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, охрану окружающей среды.
- Научно-технические прогнозы, которые рассматривают достижения НТП, оказывающие влияние на размещение производства, природные факторы. Это;
прогнозы а) развития науки и техники; б) фундаментальных и прикладных исследований; в) развитие и использования достижений НТП, г) определения последствий НТП.
- Демографические прогнозы, охватывающие движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости, его квалификационный и профессиональный состав.
5, Прогнозы социального развития- которые включают потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание и др.
Комплексный прогноз – отражает будущее развитие экономики, как целостного образования, а также регионов страны и крупных народнохозяйственных и территориальных комплексов (+прогноз развития государственного сектора). Этот прогноз необходим правительству для принятия решений в области экономической и социальной политики и для разработки проекта государственного бюджета страны.
Долгосрочный прогноз (7-10 лет) служит основой для разработки концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Данные этого прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепций и программ СЭР.
Все эти прогнозы базируются на информации, которую предоставляют соответствующие органы исполнительной власти. Основной орган -| Национальное статистическое агентство и его региональные органы, которые собирают первичную информацию, обобщают ее и публикуют. Другие министерства несут ответственность за предоставление в срок информации по сферам их ведения: по денежно-кредитной сфере – Национальный (Центральный) банк страны, по исполнению бюджета – Министерство финансов, по сбору налогов – Государственная налоговая служба, по таможенной статистике – Государственный таможенный комитет и т.д.
3 Государственные национальные программы как основа реализации стратегии государства по приоритетным направлениям развития экономики.
Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обычно распадается на четыре этапа.
На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины.
Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение целей программы.
На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляются бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы.
На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вариантов программы.
На первых двух этапах программирования не обойтись без результатов прогноза. Вероятностные оценки того, что может произойти в экономике, какими будут показатели инфляции, безработицы, валового национального продукта, необходимы политикам для расстановки приоритетов, определения порядка решения народнохозяйственных проблем.
Программа обычно строится как замкнутая система, предусматривающая обратную связь. Заранее предполагается, что в процессе ее осуществления возможны внезапные изменения внутренних и внешних условий развития национального хозяйства, препятствующие достижению поставленных целей, смещение предпочтение высших должностных лиц, прорывы в сфере НТП, конъюнктурные повороты в мировой экономике и т.д.
Поэтому любая программа предусматривает:
а) конечную цель; б) перечень программных мероприятий, которые являются результатом квалифицированного и творческого подхода к реализации этих мер; в) комплекс ресурсов, необходимых для достижения конечной цели, г) этапы и сроки реализации; д) главных исполнителей и состав других исполнителей; е) выбор специфических форм участия различных хозяйственных субъектов в решении этой программы; ж) механизм производственно-хозяйственных связей; и) систему ответственности и стимулирования; к) обоснование объемов и источников финансирования; л) ожидаемые конечные результаты и экологические последствия.
4 Сущность планирования в экономике. Формы планирования, их развитие и применение
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определение путей и средств их достижения. Оно направлено на практическую реализацию управляющих решений. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.
План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
Формы планирования, их развитие и применение
Директивное планирование – обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение прежде всего командно-административных рычагов обязательного претворения в жизнь целей и задач. Обязательность регламентируется соответствующими административно-распорядительными документами –законами, указами, приказами, распоряжениями . Осуществляется текущий и конечный контроль выполнения обязательств с применением мер административного воздействия к исполнителям. Цели и задачи директивного планирования как правило связаны с политической волей высшего руководства страны.
Стратегическое планирование – представляет собой процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее значимым направления социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия), как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды. В конечном счете цель стратегического планирования – построение модели будущего развития государства или другого объекта, применительно к которому осуществляется планирование. При С.П. решаются задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения , обороноспособность страны и т.д.
Индикативное планирование государства представляет собой национальный план страны с макроэкономическим обоснованием показателей экономики и мерами регулирования экономических процессов при неизменности принципа самостоятельности хозяйственных лиц. Почему это так важно? Предприниматели, хозяйственные руководители предприятий и объединений нуждаются в точных ориентирах, определяющих направления развития деятельности, в целях укрепления своей конкурентоспособности и решения крупномасштабных задач страны. Во многих странах ИП стало важным институтом государственной системы регулирования рыночного общества, так как дополняет механизм рынка, позволяет осуществить долговременные стратегические цели развития общества. Данная форма предполагает отход от жесткого директивного планирования предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно имеет рекомендательный характер.
5 Методы планирования
К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный и программно-целевой методы,
Балансовый метод исходит из того, что каждый вид продукции является, с одной стороны, результатом какой-то деятельности, а с другой – ресурсом для потребления. Это означает, что необходимо всегда увязывать потребности с источником их удовлетворения. Выявляются ресурсы и потом увязываются с расчетными потребностями, то есть балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки планов происходит ранжирование потребностей – распределение по значимости на первоочередные, менее важные и т. д.
В общей системе экономических балансов выделяются материальные, трудовые и финансовые балансы. Материальные балансы характеризуют наличие и состояние вещественных элементов процесса воспроизводства, трудовые – квалифицированный и численный уровень трудовых ресурсов, финансовые – состояние финансовой системы страны.
Нормативный метод основан на определении и использовании системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП. Норма в самом общем виде – это научно-обоснованная мера общественно-необходимы?; затрат ресурса на изготовление единицы продукта заданного качества. Она не только отражает уровень развития производства, но и активно влияет на него-
Норматив — это поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, объема, поверхности и т. п.). Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса на конечный результат.
Комплекс норм и нормативов называется нормативной базой.
Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами. Практически во всех развитых странах мира разрабатываются имеющие правовую основу индикативные планы развития экономики. [
Литература
- Л.В. Владимирова Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. Пособие, М, 2006
- Прогнозирование и планирование экономики. Под ред. Кандауровой, М. «Современная школа», 2005
- Государственное регулирование экономики. Орешин В.П. Государственное регулирование экономики. М., 2000 г.
Контрольные задания для СРС
Написать реферат на тему: «Экономический анализ, нормативное и программно-целевое планирование»