Структура и содержание познавательной деятельности
Темирбаева Асель Ниетжановна
Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование» «Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-познавательный процесс.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является организация познавательной деятельности школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Б. Ф. Ломов указывает, что «познавательная деятельность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении»[6].
Исследованию различных аспектов познавательной деятельности учащихся посвящены труды многих ученых, среди которых Л. И. Божович [1], А. Н. Леонтьев [2], М. П. Михневич [6].
Ими определена сущность данного явления – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность необходима человеку, чтобы он смог раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.
Множество работ отечественных педагогов рассматривают познавательную деятельность в контексте изучения проблемы активизации учебного процесса. Например, А. А. Люблинская [4] исследовав проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировала проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделала вывод, что самостоятельность является высшим уровнем деятельности.
Познавательная деятельность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательная деятельность – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности [2].
Изучение литературы, раскрывающей различные аспекты исследуемой проблемы, указывает на наличие многочисленных определений понятий «познавательная деятельность». Имеющиеся различия приводят к неоднозначному их пониманию, определению, описанию.
Результаты анализа и обобщения теоретических источников можно описать примерно так:
– вопрос о природе познавательной деятельности исследовался в истории гуманитарной науки давно и в самых разных аспектах;
– необходимыми характерными свойствами познавательной деятельности являются специфические компоненты:
а) мотивация;
б) получение удовлетворения от творчества.
Исходя из анализа научной литературы, очевидными являются следующие утверждения [6]:
– далеко не всякие действия, формально связанные с обучением, свидетельствуют о высоком уровне познавательной деятельности;
– познавательная деятельность выражается в движении самого мотива человека (и, тем более младшего школьника) осваивать новое, непривычное, очевидно требующее труда и усилий для присоединения к имеющейся базе данных в долговременной памяти.
Более того, если задача не вызывает ощущения сложности, является простым комментарием, частным случаем для применения уже имеющихся знаний и навыков, то она не имеет отношения к познавательной деятельности;
– возникновение чувства именно самостоятельного эвристического поиска, даже в случае решения уже известной задачи.
Основными характеристиками познавательной деятельности являются [3]:
– яркая, по сравнению со среднестатистическими показателями неудовлетворенность стереотипными ценностями обыденной жизни. Иными словами, если человек, и тем более, младший школьник, искренне и в достаточной степени удовлетворен своей жизнью, достижение высокого уровня познавательной деятельности не будет подкреплено внутренней мотивацией;
– не всякая деятельность человека характеризует его стремление к познанию.
Познавательная деятельность характеризует еще и специфическое, и присущее далеко не всем, интеллектуальное бесстрашие, желание двигаться дальше в такие рассуждения, предчувствия и ассоциативные ряды, где сам термин «познание» становится далеко не бесспорным, где желание быть уже выше желания понять.
Познавательная деятельность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную деятельность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «деятельности и самостоятельности учащихся в обучении».
Формирование познавательной деятельности учащихся в рамках педагогического процесса общеобразовательной школы, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Прежде всего, познавательная деятельность рассматривается как естественное стремление школьников к познанию. Естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами [5].
Литература:
1.Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л. И Божович.- М., 2019.-206с.
2. Леонтьеа А. Н. деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леоньев.- М., 2019. – 128 с.
3. Ломов, Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов //Психологический журнал.- 2019. – Т.2- № 5. – С.24-27.
4. Люблинская, А.А. Учителю о психологии школьника [Текст] / А.А. Люблинская.-М.: Просвещение, 2021.- 256с.
5.Матюхина,М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М. В Матюхина. – М.: Педагогика, 2020. – 144с.
6. Михневич, М. П. Формирование познавательной деятельности учащихся в условиях дифференциации обучения [Текст] / М. П. Михневич. – М.: Педагогика, 2021. – 151 с.