Сущность и причины школьной дезадаптации

Хасенова Айзада Наурзбаевна

магистрант направления  подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

 «Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.

 Понятие «школьная дезадаптация» стало применяться в последние годы в целях описания различных трудностей и проблем, появляющихся у первоклассников различного возраста в связи с обучением в школе. Более приемлемым в практике школьного психолога является следующее

определение: школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии, эмоциональной неустойчивости [4].

Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами:

  • просчеты воспитания;
  • особенности характера и темперамента;
  • личностные характеристики [1].

Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосо-циальной, социальной.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией .

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации [2]

  • акцентуации характера,
  • особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,
  • опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным» учащимся.

Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации [5]:

  • кризисные периоды развития ребенка,
  • психические состояния, спровоцированные психотравми-рующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность.

Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками [3]:

  • отсутствие навыков общения,
  • неадекватная оценка себя в системе общения,
  • высокие требования к окружающим,
  • эмоциональная неуравновешенность,
  • установки, препятствующие общению,
  • тревожность и боязнь общения,
  • замкнутость.

Помимо понятия «дезадаптация» выделяют понятие ресоциализации – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения.

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа. Школа выполняет многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в школу, обретает новые факторы, влияющие на отношения ребенка к себе, к школе, на статус ребенка в классе, дома. В его сознании появляются не только имя, но и фамилия, кличка, новые значения обретает фигура, двигательные умения. Перестраивается мотивационно-потребностная сфера, важное место в ней занимает притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, появляются обязанности [1].

Учитель – самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в школах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание учителем только плохого от ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое отношение учителя к определенному ученику. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия [6].

Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость [3].

Стили общения учителя и учеников могут быть различными: авторитарный, демократичный, попустительский. Дети нуждаются в направлении и руководстве, поэтому авторитарный (или демократический) подход в младших классах предпочтительнее, чем попустительский. В старших классах наилучшие результаты дает демократический стиль.

Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях [2].

Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой.

Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в школе.

Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных групп [4].

Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания [1].

Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.

Внутренние факторы школьной дезадаптации [4]:

  • соматическая ослабленность;
  • ММД (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);
  • особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций);
  • личностные особенности ребенка (акцентуации характера):
    • особенности саморегуляции поведения,
    • уровень тревожности,
    • высокая интеллектуальная активность,
    • вербализм,
    • шизоидность.

Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе [5]:

  • повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),
  • высокая активность,
  • гипервозбудимость,
  • заторможенность,
  • психомоторная нестабильность,
  • возрастные особенности темперамента.

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям [2]:

  • формирование навыков общения,
  • гармонизация отношений в семье,
  • коррекция некоторых личностных свойств,
  • коррекция самооценки ребенка.

Взрослый часто выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию [6]:

  • Факторы семейной системы.
  • Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).
  • Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).
  • Социально-демографические факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные браки, сводные дети).
  • Социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).
  • Криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.).

Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную дезадаптацию ребенка и другие особенности семейной системы и ближайшего социального окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее адаптированным, чем ребенок, в семье которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка [1].

Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции в семье, которые могут приводить к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и отношение к собственному ребенку или ученику.

Литература:

1.Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их

компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). – М., 2019. – 272 с.

2.Беличева С. А. Этот “опасный” возраст, – М.: Знание, 2021. – 94с.

3.Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы

диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М., 2019. – С. 8-11.

4. Гончаров В.С. Комплексная методика диагностики дезадаптации детей корганизованной образовательной деятельности: Методические рекомендациидля педагогов / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2021. – 68 с.

5.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А.

Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М., 2021.-107 с.

6.Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск, 2019. -192 с