Сущность и причины школьной дезадаптации
Хасенова Айзада Наурзбаевна
магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
Понятие «школьная дезадаптация» стало применяться в последние годы в целях описания различных трудностей и проблем, появляющихся у первоклассников различного возраста в связи с обучением в школе. Более приемлемым в практике школьного психолога является следующее
определение: школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии, эмоциональной неустойчивости [4].
Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами:
- просчеты воспитания;
- особенности характера и темперамента;
- личностные характеристики [1].
Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосо-циальной, социальной.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.
Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией .
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации [2]
- акцентуации характера,
- особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,
- опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным» учащимся.
Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации [5]:
- кризисные периоды развития ребенка,
- психические состояния, спровоцированные психотравми-рующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).
Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность.
Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками [3]:
- отсутствие навыков общения,
- неадекватная оценка себя в системе общения,
- высокие требования к окружающим,
- эмоциональная неуравновешенность,
- установки, препятствующие общению,
- тревожность и боязнь общения,
- замкнутость.
Помимо понятия «дезадаптация» выделяют понятие ресоциализации – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения.
Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа. Школа выполняет многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в школу, обретает новые факторы, влияющие на отношения ребенка к себе, к школе, на статус ребенка в классе, дома. В его сознании появляются не только имя, но и фамилия, кличка, новые значения обретает фигура, двигательные умения. Перестраивается мотивационно-потребностная сфера, важное место в ней занимает притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, появляются обязанности [1].
Учитель – самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.
Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в школах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание учителем только плохого от ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое отношение учителя к определенному ученику. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия [6].
Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость [3].
Стили общения учителя и учеников могут быть различными: авторитарный, демократичный, попустительский. Дети нуждаются в направлении и руководстве, поэтому авторитарный (или демократический) подход в младших классах предпочтительнее, чем попустительский. В старших классах наилучшие результаты дает демократический стиль.
Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях [2].
Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой.
Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в школе.
Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных групп [4].
Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания [1].
Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.
Внутренние факторы школьной дезадаптации [4]:
- соматическая ослабленность;
- ММД (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);
- особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций);
- личностные особенности ребенка (акцентуации характера):
- особенности саморегуляции поведения,
- уровень тревожности,
- высокая интеллектуальная активность,
- вербализм,
- шизоидность.
Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе [5]:
- повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),
- высокая активность,
- гипервозбудимость,
- заторможенность,
- психомоторная нестабильность,
- возрастные особенности темперамента.
Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям [2]:
- формирование навыков общения,
- гармонизация отношений в семье,
- коррекция некоторых личностных свойств,
- коррекция самооценки ребенка.
Взрослый часто выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию [6]:
- Факторы семейной системы.
- Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).
- Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).
- Социально-демографические факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные браки, сводные дети).
- Социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).
- Криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.).
Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную дезадаптацию ребенка и другие особенности семейной системы и ближайшего социального окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее адаптированным, чем ребенок, в семье которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка [1].
Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции в семье, которые могут приводить к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и отношение к собственному ребенку или ученику.
Литература:
1.Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их
компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). – М., 2019. – 272 с.
2.Беличева С. А. Этот “опасный” возраст, – М.: Знание, 2021. – 94с.
3.Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы
диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М., 2019. – С. 8-11.
4. Гончаров В.С. Комплексная методика диагностики дезадаптации детей корганизованной образовательной деятельности: Методические рекомендациидля педагогов / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2021. – 68 с.
5.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А.
Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М., 2021.-107 с.
6.Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск, 2019. -192 с