Сущность и структура валеологической культуры младших школьников
Захарова Оксана Рамильевна
Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель док. пед. наук, профессор Лопанова Е.В.
В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия здоровья, хотя в литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится ряд определений этой категории, основанных на различных методологических подходах и критериях. Многообразие взглядов на сущность понятия «здоровья» и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно.
Определение понятия «здоровье» впервые было сформировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. В Уставе ВОЗ были записаны важнейшие постулаты: что «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов», что «обладание наивысшим постижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения», что «Правительства несут ответственность за здоровье своих народов и эта ответственность требует принятия соответствующих социальных и медико-санитарных мероприятий» и др. [9].
Г.Л.Билич добавляет два фактора: « здоровье – это состояние полного душевного, сексуального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» [3].
Н.М. Амосов считает, что здоровье – сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма [1].
Другие авторы понимают здоровье, как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно на основе биологической, психологической и социальной сущности человека [7].Уже в приведенных определениях прослеживаются различия – в одном случае здоровье – это состояние, в другом – возможности- биологических и социальных качеств, в третьем – это сумма резервных мощностей. Здоровье, конечно, это состояние организма в его динамическом контексте.
Полноценное здоровье – такое состояние организма, когда функции его систем и органов находятся в состоянии динамического равновесия с внешней средой, отсутствуют какие-либо проявления и риск болезней. Понятие здоровья должно включать биологические и социальные характеристики человека и оценку его функциональных резервов, позволяющие организму адаптироваться к различным условиям окружающей среды.
Приведенные определения сущности здоровья, в основном, относятся к взрослым. Характеристика здоровья детей более сложна, чем у взрослых. Она включает уровень их физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, физическую и нервно-психическую адаптацию к меняющимся условиям внешней среды, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты. С этих позиций здоровье ребенка следует рассматривать, как соответствующее биологическому возрасту состояние жизнедеятельности, гармонического единства физических и интеллектуальных характеристик, обусловленных генетическими и внешнесредовыми факторами, и формирования адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста.
Выделение валеологии – науки о здоровье, в качестве автономной области научных знаний обусловлено глобальностью проблемы здоровья и выживания человечества на планете Земля, в связи с кризисной ситуацией, в которой оказался человек разумный на пороге XXI веке.
Валеологию определяют как науку о здоровье (от латинского Уа1ео – «здравствовать», «быть здоровым»). Сам термин «валеология» введен в 1980 г. и принадлежит Брехману И.И. – автору книги «Валеология – наука о здоровье». Попытка формирования контуров этой науки сделана в ряде его работ [4;5].
В.И. Андреев дает следующее определение «валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни человека, ставящая целью его непрерывное самосовершенствование» [2, с.48].
Освоение школьниками валеологических знаний, умений и навыков невозможно без ценностной мотивации личности учащихся. Иными словами, в процессе получения знаний школьники осознают здоровье как главную ценность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем.
Известно, что понятие «мотив» означает осознанное побуждение к деятельности. С другой стороны, мотив – это осознанная потребность, о которой можно судить по действиям человека. Таким образом, потребности образуют основу мотивов и являются ядром мотивационной сферы, включающей в себя производные от них трансформации – интересы, убеждения, стремления.
В жизнедеятельности человека мотивы выполняют две функции [6]:
- они побуждают и направляют деятельность;
- придают деятельности субъективный личностный смысл.
Общеизвестно, что именно в деятельности формируется и развивается человек. Любая деятельность имеет продукт, предмет, операции и ориентировочную основу. Так, при формировании валеологической культуры предметом деятельности выступают знания о здоровом образе жизни, о своем организме, о психическом здоровье, продуктом являются – валеологические ценности, высокий уровень валеологической и общей культуры.
Основная функция деятельности по освоению валеологической культуры заключается в том, что она ориентирована не только на получение каких-либо валеологических знаний, а непосредственно на присвоение культурных ценностей.
Особенностью деятельности по усвоению валеологической культуры является осознание смысла предстоящей деятельности, сознательное и самостоятельное составление учащимися ориентировочной основы действий на базе собственного жизненного опыта школьника, осознание учащимися своих действий.
Культура представляет собой сложную интегрированную систему, где ценности, которые утверждаются обществом, взаимозависимы, так как при изменении того или иного компонента этой системы неизбежно изменяются многие культурные традиции.
Принято различать несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, трудовую, валеологическую и др. Областью нашего исследования является валеологическая культура младших школьников, условия ее формирования. Валеологическая культура является частью общей культуры человека, ее составляющими можно считать гигиеническую культуру, культуру поведения, культуру мышления [2].
Е.И. Торохова утверждает, что «Валеологическая культура – социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности» [8, с. 40].
Валеологическая культура младшего школьника – это социально- практическая деятельность учащегося по сохранению, укреплению и развитию физического и психического здоровья, представляющая собой совокупность достижений в области валеологии и отражающая уровень валео- логических знаний, умений, навыков и опыта в освоении норм, принципов, традиций здорового образа жизни.
Валеологическая культура младших школьников включает в себя следующие компоненты.
-Когнитивный компонент валеологической культуры младшего школьника включает валеологические знания (законы, понятия, факты) о нормах ведения здорового образа жизни, знание валеологических принципов, валеологическое сознание, сформированность валеологического мышления.
-Эмоционально-ценностный компонент включает валеологические ценности и нормы: отношение младшего школьника к своему здоровью, усвоение позитивных, здоровых поведенческих установок, взаимодействие валеологических потребностей, мотивов поведения и деятельности, потребность в сохранении и укреплении физического и психического здоровья.
– Практически-деятельностный компонент включает опыт осуществления способов деятельности: система конкретно- практических умений и навыков, использование всех способностей, знаний и умений в валеологической деятельности, активное участие в сохранении и укреплении физического и психического здоровья.
Выделение когнитивного компонента в формировании валеологической культуры младших школьников представляется особо важным потому, что современная эпоха, обращенная к человеческим ценностям, изменила социальные ориентиры.
Валеологические знания становятся ведущим элементом культуры. Уже с младшего возраста необходимо формировать валеологические знания, поскольку основным новообразованием школьников этого возраста, согласно утвердившимся положениям педагогов и психологов [7], является отвлеченное словесно-логическое мышление, благодаря которому они способны осваивать научные понятия и оперировать ими, что и является предпосылкой изучения элементарных валеологических знаний детьми уже этого возраста.
Литература:
- Амосов Н.М. Раздумья о раздумье. – М.: Академия, 2021.- 192 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.-Казань, КГУ, 2023.- 167 с.
- Билич Г.Л. Основы валеологии.- СПб.,«Водолей»,2021.-560с.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 2023. – 208 с.
- Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье.- Л.: Наука, 2020.- 125 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание.- М..: Просвещение.- 2023. – 242 с.
- Соковня – Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.-208 с.
- Торохова Е.И. Валеология: Словарь.- М.: Наука,2023. – 240 с.
- http://www.concept.com.ru/law/law02/law02s21//Аналитическая справка о проблемах глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения по достижению здоровья для всех в XXI веке