Сущность и структура валеологической культуры младших школьников

Захарова Оксана Рамильевна

Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель док. пед. наук, профессор Лопанова Е.В.

В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия здоровья, хотя в литературе, посвященной тем или иным ас­пектам здоровья, содержится ряд определений этой категории, основанных на различных методологических подходах и критериях. Многообразие взглядов на сущность понятия «здоровья» и безуспешность попыток выработать единое, со­гласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно.

Определение понятия «здоровье» впервые было сформировано Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. В Уставе ВОЗ были запи­саны важнейшие постулаты: что «Здоровье – это состояние полного физиче­ского, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болез­ней или физических дефектов», что «обладание наивысшим постижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без раз­личия расы, религии, политических убеждений, экономического или социаль­ного положения», что «Правительства несут ответственность за здоровье своих народов и эта ответственность требует принятия соответствующих социальных и медико-санитарных мероприятий» и др. [9].

Г.Л.Билич добавляет два фактора: « здоровье – это состояние полного душевного, сексуального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естествен­ному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» [3].

Н.М. Амосов считает, что здоровье – сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма [1].

Другие авторы понимают здоровье, как возможность организма чело­века адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно на основе биологической, психологической и социальной сущности человека [7].Уже в приведенных определениях прослеживаются различия – в одном случае здоровье – это состояние, в другом – возможности- биологических и социальных качеств, в третьем – это сумма резервных мощностей. Здоровье, конечно, это состояние организма в его динамическом контексте.

Полноценное здоровье – такое состояние организма, когда функции его систем и органов находятся в состоянии динамического равновесия с внешней средой, отсутствуют какие-либо проявления и риск болезней. Понятие здоро­вья должно включать биологические и социальные характеристики человека и оценку его функциональных резервов, позволяющие организму адаптироваться к различным условиям окружающей среды.

Приведенные определения сущности здоровья, в основном, относятся к взрослым. Характеристика здоровья детей более сложна, чем у взрослых. Она включает уровень их физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, физическую и нервно-психическую адапта­цию к меняющимся условиям внешней среды, уровень неспецифической рези­стентности и иммунной защиты. С этих позиций здоровье ребенка следует рас­сматривать, как соответствующее биологическому возрасту состояние жизне­деятельности, гармонического единства физических и интеллектуальных ха­рактеристик, обусловленных генетическими и внешнесредовыми факторами, и формирования адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста.

Выделение валеологии – науки о здоровье, в качестве автономной об­ласти научных знаний обусловлено глобальностью проблемы здоровья и выжи­вания человечества на планете Земля, в связи с кризисной ситуацией, в которой оказался человек разумный на пороге XXI веке.

Валеологию определяют как науку о здоровье (от латинского Уа1ео – «здравствовать», «быть здоровым»). Сам термин «валеология» введен в 1980 г. и принадлежит Брехману И.И. – автору книги «Валеология – наука о здоровье». Попытка формирования контуров этой науки сделана в ряде его работ [4;5].

В.И. Андреев дает следующее определение «валеология – наука о здоро­вье и здоровом образе жизни человека, ставящая целью его непрерывное само­совершенствование» [2, с.48].

Освоение школьниками валеологических знаний, умений и навыков не­возможно без ценностной мотивации личности учащихся. Иными словами, в процессе получения знаний школьники осознают здоровье как главную цен­ность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем.

Известно, что понятие «мотив» означает осознанное побуждение к дея­тельности. С другой стороны, мотив – это осознанная потребность, о которой можно судить по действиям человека. Таким образом, потребности образуют основу мотивов и являются ядром мотивационной сферы, включающей в себя производные от них трансформации – интересы, убеждения, стремления.

В жизнедеятельности человека мотивы выполняют две функции [6]:

  • они побуждают и направляют деятельность;
  • придают деятельности субъективный личностный смысл.

Общеизвестно, что именно в деятельности формируется и развивается че­ловек. Любая деятельность имеет продукт, предмет, операции и ориентировоч­ную основу. Так, при формировании валеологической культуры предметом деятельности выступают знания о здоровом образе жизни, о своем организме, о психическом здоровье, продуктом являются – валеологические ценности, высо­кий уровень валеологической и общей культуры.

Основная функция деятельности по освоению валеологической культуры заключается в том, что она ориентирована не только на получение каких-либо валеологических знаний, а непосредственно на присвоение культурных ценно­стей.

Особенностью деятельности по усвоению валеологической культуры яв­ляется осознание смысла предстоящей деятельности, сознательное и самостоя­тельное составление учащимися ориентировочной основы действий на базе собственного жизненного опыта школьника, осознание учащимися своих дей­ствий.

Культура представляет собой сложную интегрированную систему, где ценности, которые утверждаются обществом, взаимозависимы, так как при из­менении того или иного компонента этой системы неизбежно изменяются мно­гие культурные традиции.

Принято различать несколько составляющих общей культуры: нравст­венную, физическую, национальную, правовую, трудовую, валеологическую и др. Областью нашего исследования является валеологическая культура млад­ших школьников, условия ее формирования. Валеологическая культура являет­ся частью общей культуры человека, ее составляющими можно считать гигие­ническую культуру, культуру поведения, культуру мышления [2].

Е.И. Торохова утверждает, что «Валеологическая куль­тура – социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности» [8, с. 40].

Валеологическая культура младшего школьника – это социально- практическая деятельность учащегося по сохранению, укреплению и раз­витию физического и психического здоровья, представляющая собой сово­купность достижений в области валеологии и отражающая уровень валео- логических знаний, умений, навыков и опыта в освоении норм, принци­пов, традиций здорового образа жизни.

Валеологическая культура младших школьников включает в себя следующие компоненты.

-Когнитивный компонент валеологической культуры младшего школьника включает валеологические знания (законы, понятия, факты) о нормах ведения здорового образа жизни, знание валеоло­гических принципов, валеологическое сознание, сформированность валеологического мышления.

-Эмоционально-ценностный компонент включает валеологиче­ские ценности и нормы: отношение младшего школьника к своему здоровью, усвоение позитивных, здоровых поведенческих устано­вок, взаимодействие валеологических потребностей, мотивов поведения и деятельности, потребность в сохранении и укреплении фи­зического и психического здоровья.

– Практически-деятельностный компонент включает опыт осу­ществления способов деятельности: система конкретно- практических умений и навыков, использование всех способностей, знаний и умений в валеологической деятельности, активное участие в сохранении и укреплении физического и психического здоровья.

Выделение когнитивного компонента в формировании валеологической культуры младших школьников представляется особо важным потому, что со­временная эпоха, обращенная к человеческим ценностям, изменила социальные ориентиры.

Валеологические знания становятся ведущим элементом культуры. Уже с младшего возраста необходимо формировать валеологические знания, поскольку основным новообразованием школьников этого возраста, согласно утвердившимся положениям педагогов и психологов [7], является отвле­ченное словесно-логическое мышление, благодаря которому они способны ос­ваивать научные понятия и оперировать ими, что и является предпосылкой изучения элементарных валеологических знаний детьми уже этого возраста.

Литература:

  1. Амосов Н.М. Раздумья о раздумье. –  М.: Академия, 2021.- 192 с.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.-Казань, КГУ, 2023.- 167 с.
  3. Билич     Г.Л. Основы валеологии.- СПб.,«Водолей»,2021.-560с.
  4. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 2023. – 208 с.
  5. Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье.- Л.: Наука, 2020.- 125 с.
  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание.- М..: Просвещение.- 2023. – 242 с.
  7. Соковня – Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.-208 с.
  8. Торохова Е.И. Валеология: Словарь.- М.: Наука,2023. – 240 с.
  9. http://www.concept.com.ru/law/law02/law02s21//Аналитическая справка о проблемах глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения по достижению здоровья для всех в XXI веке