Теоретические аспекты формирования гражданственности

Кусаинова Эльвира Куанышбаевна

Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

Омская гуманитарная академия, г. Омск

Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.

Гражданское воспитание является важнейшей составной частью общей системы воспитания и развития личности, базовым компонентом ее идейно-нравственного облика и активной жизненной позиции.

Результатом гражданского воспитания является сформированность интегрального личностного качества – гражданственности. Интегральность гражданственности обусловлена тем, что она охватывает ряд аспектов отношений личности гражданина с обществом: социально-политических, духовных и др., именно гражданственность как качество личности предполагает и сущность гражданского самосознания личности [5, с.9].

В связи с этим, необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.

Гражданственность как понятие, как явление представляет собой отношения, которые возникают у человека между государством, обществом и людьми. Это понятие, которое возникло еще тогда, когда начал формироваться первые государства.

Гражданственность как принцип организации и функционирования системы образования предполагает свободу, автономность образовательных учреждений, их независимость от политики и партий, свободу от произвольного вмешательства и мелкой регламентации государством трудовой, экономической, социальной, нравственной, творческой, национальной и других сфер деятельности учебных заведений, что позволит преодолеть отчужденность учебных заведений от родителей, детей. Гражданственность предполагает также существование параллельно с государственными общественно-государственных и иных альтернативных образовательно-воспитательных учреждений.

Ю.А. Виноградов определяет гражданственность как «способность мыслить и действовать во имя глубинных объективных интересов государства и общества, укрепления авторитета закона, защиты чести и достоинства сограждан, утверждения общечеловеческих ценностей и норм цивилизованного бытия» [2].

В ряде случаев гражданственность соотносится с готовностью личности. Так, Л.И. Аманбаева соотносит с явлением гражданственности нравственную и психологическую готовность [1]. Наряду с этим гражданственность соотносится с готовностью личности участвовать в общественно-политической жизни [4]. И.А. Зимняя отмечает «готовность к проявлению гражданственности в сфере гражданско-общественной деятельности» [6].

В целом ряде научных трудов (Л.И. Аманбаева, А.С. Гаязов, Е.В. Известнова, О.И. Волжина, О.П. Омеличкин, В.И. Смирнов, Н.М. Филиппова) в структуре гражданственности «как наиболее типичные гражданские качества определяются активность и ответственность» [4]. При этом Л.И. Аманбаева отмечает, что активность и ответственность граждан являются «главными позитивными чертами гражданского общества» [1, с.15].

В педагогическом словаре понятие «гражданственность» характеризуется как «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны». Понятие гражданственность органически связано с понятием патриотизм. Основная цель государственного воспитания это воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества. Государственное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим и правовым воспитанием [7, с.65].

В связи с происходящими изменениями в системе отечественного образования  назрела необходимость определения теоретико-педагогических подходов к формированию гражданственности учащихся, осознания имеющегося в историческом аспекте социального и педагогического опыта, раскрытия перспектив и поиска необходимых форм работы.

Вопрос развития гражданственности личности сложен и многогранен. Это широкая философская, социальная и педагогическая проблема. Она включает в себя характеристику понятия как логико-гносеологической категории, психолого-педагогические условия формирования гражданственности, определение системы общепедагогических знаний, умений и навыков, необходимых педагогу в работе по формированию гражданственности.

Однако сегодня гражданская пассивность учащейся молодежи угрожает государству потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому нигилизму, крайнему индивидуализму, настороженному отношению к принимаемым законам, небрежности в их соблюдении, отсутствию уверенности в своих действиях как гражданина [16].

Анализ последних педагогических исследований по гражданской проблематике  свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию вопросов гражданского воспитания и формирования гражданственности школьников. Вместе с тем практически отсутствуют работы, изучающие и анализирующие процесс формирования гражданских качеств личности в студенческом возрасте [4, с.32].

Необходимость направленности образовательного процесса в вузе на развитие гражданственности студента очевидна. Именно это качество находит свое выражение в гражданской ответственности, в способности к сотрудничеству и лидерству, умении делать самостоятельный выбор, разрешать конфликты и с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций и помогает студенту найти свое место в современном мире. В условиях обучения в вузе необходимо обеспечить студентам возможность достижения определенного уровня духовной культуры, который в последствии может стать гарантом успешного существования общества.

Литература:

  1. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях.. − Якутск, 2019. − 165 с.
  2. Виноградов Ю.А. Гражданское движение в условиях перестройки. Сущность, ориентации, тенденции. – М.6 Академиздат, 2018. – 145 с.
  3. Галанцева И.А. Развитие системы гражданского образования школьников в социально−педагогических условиях мегаполиса. − М.: Наука 2020. – 185 с.
  4. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе. − Бийск, 2018. − 205 с.
  5. Джилкишева М.С. Современные методологические подходы  к формированию гражданственности и патриотизма  студенческой молодежи/ Джилкишева М.С.// Вестник Академии  Педагогичсеких наук Казахстана  − 2010. − № 1. − С.7 − 12.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции − новая парадигма результата образования.-М.: Педагогика, 2019.- 128 с.
  7. Словарь по педагогике (междисциплинарный): словарь/ Сост. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. − Москва − Ростов−на−Дону: Март, 2019. − 447 с.