Теоретические аспекты формирования правовой культуры младших подростков
Исенова Альбина Нуртасовна
магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель к.пед. наук, доцент Корпачева Л.Н.
Поведение людей объективно обусловливается наличием у них определенных интересов, потребностей, социальных связей, включая правовые нормы. Сфера воздействия права охватывает все категории населения, в том числе школьников. Однако, по данным многочисленных исследований, в правовой культуре учащихся выявлены большие пробелы. Малый жизненный опыт и небольшой объем лишь поверхностно, бессистемно осознаваемых правовых фактов, аморфность взглядов – все это отрицательно сказывается на осознании учащимися прав и обязанностей, на их дисциплине и поведении [2].
Неукоснительное следование требованиям закона – основа нормальной жизни общества. Но даже очень хорошие законы сами, автоматически не действуют. Предписания законов выполняются лишь тогда, когда люди их знают, глубоко осознают объективную необходимость и уважают справедливый характер данного закона, лично заинтересованы в его соблюдении, выработали соответствующую привычку. Исполнение закона обеспечивается прежде всего целенаправленным, систематическим правовым воспитанием и обучением.
Актуальность обращения к проблеме формирования правовой культуры младших подростков обусловлена противоречиями между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и недостаточной разработанностью путей ее формирования; между объективной необходимостью формирования правовой культуры младших подростков и недостаточным уровнем изученности данной проблемы в педагогической теории, а также отсутствием целенаправленной, планомерной работы учителей в этом направлении [5].
Проблемами права, правовой культуры занимались такие философы, как И.Гердер, Г.Гегель и др. Психологические и педагогические основы правового воспитания раскрыты в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Л.И.Божович, Л.С.Выготского, И.С.Кона, П.Ф.Лесгафта, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др.
В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации правового воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы формирования правовой культуры учащихся. Базовыми для ее разработки являются исследования В.И.Абрамова, Т.В.Болотиной, Г.П.Давыдова, А.И.Долговой, А.В.Мицкевича, И.А.Невского, А.Ф.Никитина, В.М.Обухова, Я.В.Соколова, Н.Г.Суворовой, А.Е.Тараса, Е.В.Татаринцевой, З.К. Шнекен-дорфа и др.
Понятие, сущность, структуру, виды, уровни правовой культуры разрабатывали юристы С.С.Алексеев, З.Д.Иванова, В.И.Каминская, Н.М.Кейзеров, О.А.Красавчиков, Е.А.Лукашева, А.Р.Ратинов, В.П.Сальни-ков, А.П.Семитко и др.
Сам термин «культура» восходит к латинскому cultura, в первоначальном значении – возделывание, опека, забота. Сначала – в отношении к земле, предметам, затем и к человеку. Со временем понятие вбирает в себя и совокупность умений и навыков, сформировавшихся в обществе для достижения избранной цели; наконец, обретает значение высшего результата деятельности людей. Постепенно ведущим его смыслом становится – возделывать, заботиться, оберегать человека и общество, формировать нравственный облик личности, его душу.
В современной литературе такое явление, как «культура», представляет собой сложную, многоуровневую систему, которая вбирает и отражает противоречия объективной реальности [1].
Чаще всего культуру подразделяют по ее носителю. В соответствии с этим она делится на: мировую, научную, материальную, духовную культуру. Для нас наибольший интерес представляет духовная культура, так как она включает в себя познавательную, интеллектуальную, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую и др. культуру.
Многообразные определения культуры дают философы, юристы, психологи и педагоги. Однако при наличии всех существующих взглядов истолкование такого феномена, как культура, требует сопоставления ее с природой, человеком, историей, социумом.
Обратимся к вопросу о том, каким образом соотносятся культура и право. Право как ценность, выработанная человечеством, – инструмент общесоциального регулирования, призванный обеспечить функционирование общества как целостного социального организма. Право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений [3].
Общеобязательность норм права является их неотъемлемым реальным признаком, проявляющимся в конкретных отношениях, действиях, поступках. Принимая нормы права, государство проводит серию многообразных действенных мер по их реализации, в том числе [6]:
- осуществляет правовое воспитание населения, разъясняет существо и направленность действующих в обществе норм права, порядок их реализации и защиты;
- обязывает компетентные государственные органы и должностных лиц осуществлять правоприменительную деятельность с целью наделения участников конкретных правоотношений правами и обязанностями, разрешения конфликтов и решения иных юридически значимых действий;
- повышает правовую культуру государственных служащих, обеспечивает их нормативно-правовыми актами, создает материальные и иные условия для их успешной работы;
- применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.
В системе культуры право выполняет три функции: социально- регулятивную, воспитательную и образовательную. Социально-регулятивная функция призвана регулировать общественные отношения людей во всех сферах их совместной жизни. Право регулирует общественные отношения не непосредственно, а путем воздействия на правовое сознание их участников. От уровня и состояния последнего в значительной степени зависит обеспечение правопорядка, соблюдение законности, повышение правовой культуры общества.
Повышению и поддержанию должного уровня правового сознания в – обществе призвана способствовать воспитательная функция права. Правосознание отдельного индивида формируется преимущественно под влиянием общественного правосознания, окружающей среды и практической деятельности. Полученные в процессе домашнего воспитания, учебы, общения между людьми знания о праве – основной источник формирования индивидуального правосознания.
Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, индивид соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Сталкиваясь с правовыми нормами или вступая в правоотношения с другими людьми, он познает, оценивает нормы права в единой связи с их социальным содержанием.
Под углом зрения общественного интереса, выраженного в норме права, и происходит решение вопроса об удовлетворении интереса конкретного лица. Весь этот процесс, отражаясь в сознании человека, формирует его правосознание.
Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры, создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и духовных компонентов [5].
Наиболее полно отразил сущность правовой культуры, на наш взгляд, известный правовед А. Р. Ратинов, который утверждал, что правовая культура – это прежде всего система общественных и идеальных структурных элементов, которые относятся к сфере действия права и отражаются в сознании и поведении людей [7].
Процесс формирования правосознания граждан необходимо рассматривать в единстве с правовой социализацией индивида, а также с другими видами воспитания, особенно с политическим и нравственным. Комплексный подход к праву позволяет полнее раскрыть его возможности сохранять и передавать накопленные юридические знания, прививать правовую культуру входящим в жизнь новым поколениям людей.
Литература:
- Абрамов В.И. Изучение прав детей: Учебно-методическое пособие для учителей средней общеобразовательной школы. – Пенза, 2021. -168 с.
- Аграновская Е В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: Наука, 2022.- 192 с.
- Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся. – Новосибирск: Наука, 2023. – 151с.
- Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: Из опыта работы / Под ред. И.С.Марьенко. – М.: Просвещение, 2023. – 148 с.
- Голубева Л.M.Формирование правосознания несовершеннолетних. -Фрунзе: Мектеп, 2023. – 304 .
- Долгова А.И. Правовое воспитание школьников.-М.: Юрид. лит.,2022.- 536 с.
- Ратинов АР. Структура правосознания и некоторые методы ее исследования // Методология и методы социальной психологии. – М.: Юр. лит.,2021.-180с.