Теоретические аспекты педагогического управления конфликтами среди учащихся колледжа

Нурпеисова Жулдызай Канаткызы

магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.пед. наук, профессор Лопанова Е.В.

Управление конфликтами является наиболее эффективной формой конструктивного разрешения конфликтных противоречий, возникающих в процессе жизнедеятельности учащихся колледжа.

В настоящее время наметился новый подход к проблеме управления. Данный подход позволяет осмысливать «движущие принципы» управления; формулировать его задачи; осуществлять расстановку сил и изыскивать средства; находить связи данной ситуации с предшествующими обстоятельствами; прогнозировать способности, учитывать ограничения, соотносить ситуационные задачи с развитием целостной системы; обосновывать и использовать техническое решение задач, адекватных ситуаций [2].

В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу дефиниции управления. Рядом ученых оно рассматривается как направленное воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его из одного состояния в другое. Другие авторы понимают под управлением сознательную, специально организуемую деятельность субъектов управления, преследующую достижение необходимых общественно значимых целей.

В.Г.Афанасьев рассматривает управление как антипод дезорганизации, позволяющий стабилизировать систему, сохранить ее качественную определенность, поддержать ее динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование системы и достижение того или иного полезного эффекта [1].

С различных позиций исследователи подходят так же и к трактованию понятия «педагогическое управление». Например, Ю. В. Васильев понимает под педагогическим управлением разновидность социального управления, которое отличается от него своими объектами, а также характером, процессами и закономерностями, определяемыми педагогическими науками. Он дал общую характеристику педагогического управления, представив ее в виде целостной системы. По его мнению, сущность управления состоит «не в стабилизации управляемой системы, а в совершенствовании посредством развития и перехода из одного состояния в другое» [2, c.32-33]

В свою очередь, М. Л. Портнов, считает, что процесс управления представляет собой «деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленных на достижение поставленных целей управления путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов и принципов управления» [5, c. 34. Все функции управления взаимосвязаны и реализуются через систему умений. Можно выделить следующие блоки управленческих знаний и умений, необходимых педагогу:

-знания и умения, связанные с планированием педагогической деятельности, контроля, регулирования и коррекции;

-знания и умения, направленные на организацию управления общением и разрешением возникающих при этом конфликтов;

-управленческие умения, связанные с организацией антиконфликтной деятельности педагога.

Под антиконфликтной деятельностью мы понимаем внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность педагога, ориентированную на конструктивное разрешение возникающих противоречий.

Важным условием в реализации педагогического управления конфликтами в коллективе учащихся колледжа является учет ряда принципиальных положений общего характера [6]:

-управление развитием конфликтных ситуаций является по своей сути управлением деятельностью и общением;

-участники конфликта выступают активными субъектами его управления;

-управление конфликтами накладывает отпечаток на выбор конкретных методов, приемов, способов, с помощью которых можно добиться успеха в предупреждении или регулировании конфликтов;

-управление конфликтами – это управление на основе интересов; предупреждение и регулирование конфликтов во многом зависит от общего состояния среды, в которой оно происходит.

Основными закономерностями педагогического управления выступают:

-аналитичность (управление может быть обеспечено при условии его высокого аналитического уровня);

-целесообразность (чем выше уровень целесообразности управленческой деятельности классного руководителя, тем эффективнее результат процесса управления);

-непрерывность (чем выше уровень непрерывности управленческих воздействий, тем значительнее эффективность результатов управления);

-ритмичность (чем стабильнее ритм управления, тем выше организованность -управляемой системы и эффективнее результат ее деятельности);

-пропорциональность (определение и соблюдение важнейших пропорций в деятельности управляющей и управляемой подсистем обеспечивает взаимосвязанное и согласованное функционирование системы в целом);

-вооруженность аппарата управления умением осуществлять разнообразные виды управленческой деятельности [2, c.57]

С нашей точки зрения педагогическое управление заключается в управлении процессом развития конфликта, а не в управлении конкретными участниками конфликта.

Управленческие воздействия в процессе разрешения конфликта должны осуществляться с учетом мотивационно-потребностной сферы личности, особенностей ее внутреннего мира и социокультурного окружения. Таким образом, процесс внешних управленческих воздействий будет сочетаться с процессом самоуправления, самореализации, обеспечивая конструктивное разрешение конфликта на основе использования потенциальных возможностей личности [3].

Педагогическое управление конфликтами предполагает построение его процесса в соответствии с определенными тенденциями, в основе которых находится диалектика возможного и действительного. Педагог получает возможность корректировать и оптимизировать процесс разрешения конфликтных противоречий на фоне изменения характера межличностного общения.

Исходя из этого, можно выявить ведущую тенденцию, раскрывающую зависимость эффективности педагогического управления конфликтами в коллективе учащихся колледжа от их личностной самореализации, причем педагогическая деятельность не только обеспечивает основу самореализации, но и выступает ее средством [6].

В процессе педагогического управления конфликтом и педагог, и учащиеся являются субъектами управленческой деятельности. При этом их совместная деятельность составляет единое целое.

Деятельность педагога заключается в планировании и осуществлении управляющих воздействий, которые обеспечивают педагогическую целесообразность поведения участников конфликта. Важным аспектом в управлении конфликтами является способность коллектива самостоятельно организовываться в ситуации неопределенности и сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством действий его участников [2].

Поэтому высокоорганизованный, сбалансированный коллектив играет важную роль в создании благоприятного социально-психологического климата, раскрытия индивидуальных особенностей личности, повышения инициативности и ответственности каждого и, таким образом, может оказывать позитивное влияние на реализацию задач антиконфликтной деятельности. Без наличия высокоорганизованного, сбалансированного коллектива невозможно обеспечить устойчивость педагогического сотрудничества, а также предупредить возможность их педагогической невосприимчивости.

Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько стадий. Несвоевременное, запоздалое педагогическое вмешательство, не соответствующее стадии развития конфликта, может оказать отрицательное воздействие на климат в ученическом коллективе и нанести ущерб персональным интересам личности. Таким образом, в разрешении конфликта важную роль играет своевременность педагогического вмешательства со стороны педагога [4].

Система педагогического управления конфликтами имеет многоуровневый и иерархический характер и требует осмысления и обоснования на теоретико-методологическом уровне с помощью диспозитивно-личностного подхода, который позволяет выявить в данной системе ряд взаимосвязанных подсистем, обладающих различными функциональными свойствами [2]:

-когнитивную – реализующую функцию познания;

-регулятивную – обеспечивающую регуляцию конфликтной деятельности и коррекцию направленности конфликтного поведения;

-коммуникативную – реализующуюся в процессе организации педагогического общения участников конфликта;

-креативную – проявляющуюся в самореализации личностей участников конфликта, включенных в процесс антиконфликтной деятельности;

-аналитико-рефлексивную – направленную на осмысление своих собственных действий и их законов.

Умение управлять конфликтом дает возможность планировать свои действия, экспериментировать, проявлять инициативу и творчество в использовании новых вариантов и моделей поведения. Профессионализм педагога в управлении конфликтом заключается в способности координировать и регулировать развитие конфликтной ситуации, вынести конфликт за пределы личностных переживаний в деловую плоскость.

Литература:

  1. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание, управление. – М., 1921. – 432 с.
  2. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. – М., 2023. – 139 с.
  3. Гришина, Н. В. Психология конфликта.- СП–б.: Издательство «Питер». -2020. -464 с.
  4. Полозова, Т. А. Межличностный конфликт в группе. – Москва, 2022.-119 с.
  5. Портнов, М. Л. Азбука школьного управления.- М.: Просвещение, 1991. – 191 с.
  6. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 2020. – 127 с.