Теоретические аспекты развития исследовательских умений младших школьников
Захаров Максим Юрьевич
Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.пед. наук, профессор Лопанова Е.В.
Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [2].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы предусматривается формирование и развитие у учащихся младших классов основных познавательных умений, универсальных учебных действий и способов деятельности и значимых компетенций. Поэтому, в учебной деятельности, на ступени начального общего среднего образования, в обязательном соответствии с действующим государственным стандартом образования начального образования, включены требующиеся выпускнику начального звена знания, умения и навыки (владеть знаниями, вникать, уметь фиксировать и объяснять итоги наблюдений и опытов; приводить примеры экспериментов; описывать ход экспериментов; применять полученные знания для выполнения поставленных задач; измерять; приводить примеры практического использования полученной информации; воспринимать и обрабатывать информацию; применять умения и знания на практике и в обыденности), а также требования к формированию ведущих компетенций выпускника начальной школы [8].
Работа по развитию у учащихся умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий. В педагогической литературе встречаются различные определения данных понятий.
В одних случаях умения определятся как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний [3].
В других, как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта [10].
Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности [2].
На сегодняшний день умения, обозначенные в педагогической науке, крайне не однозначны: общеучебного вида (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева, А.В. Усова), общетрудового характера (Е.А. Милерян, А.М. Новиков, В.В. Чебышева), общетехнического назначения (П.Р. Атутов, М.А. Жиделев), общекультурной сферы (В.Л. Бенин, Л.А. Волович, С.П. Иваненков, Л.Б. Соколова), проектировочные (Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская), организационные (В.С. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лутошкин, В.Г. Рындак), интеллектуальной сферы (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленский, А.Ф. Говоркова, В.И. Зыкова, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов и др.) и т.д.
В ходе анализа умений отслеживается тенденция к расширению масштаба при характеристике этого понятия. Мнение психологов и дидактов приводятся к тому, что умение это:
-возможность эффективно выполнять действия;
-способы выполнения действий; знания в действии;
-вид деятельности, производимой после определенного обдумывания;
– способность человека производить какую-либо работу в новых условиях;
-владение сложной системой психических и практических действий;
-элементарное действие, идущее вслед за знаниями;
При объяснения умения часто используется понятия «действие», «операция», «прием». Деятельность производиться при сочетании определенных действий, являющихся процессами, которые зависят от сознательных целей. Пути осуществления действия именуются операциями. Сочетание ряда операций можно обозначить приемом деятельности. Четко осознанное владение каким-либо из приемов деятельности называется умением [4].
Помимо этого, умение в широком смысле характеризуется психологами и дидактами как: умение – «знание в действии», использование знаний в деятельности учебно-познавательного толка как способ и качество деятельности; умение-способность ученика к целенаправленной и результативной деятельности, умение как качество личности.
А. В. Леонтович определяет умение как «успешное выполнение действия или деятельности с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом определенных условий» [7, с. 21].
А.В. Усова под умением понимает «готовность личности к определенным действиям или операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков» [10, с. 38].
Взгляд на умение как на категорию действия, помогает освещению с позиций теории деятельности, как содержательной, так и практической стороны умения.
Изучение вопроса формирования умений неразрывно связано с исследованиями общих теоретических вопросов деятельности на основе принципов единства внешних процессов и психической деятельности Л.С.Выготского [3] и предметной деятельности А.Н. Леонтьева [3].
К.К. Платонов умением обозначает способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях [9].
Особенность иного подхода наиболее точно показана Е.И. Машбиц [8]. Он анализирует умение, как основанную на знаниях и навыках способность человека успешно достигать сознательно поставленную цель. Сложной являются психологические механизмы умений, в неё, по утверждению Е.И. Машбиц, включены все важнейшие процессы сознания: интеллект, воля, эмоции, которые проявляются в сознательном, целенаправленном, успешном осуществлении «системы перцептивных, мыслительных, мнемических, волевых, сенсомоторных и других действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях её протекания» [8, с. 61].
Умения характеризуются «сознательностью, интеллектуальностью, целенаправленностью, произвольностью, плановостью, прогрессивностью, практической действенностью, слиянием умственных и практических действий, а также вариативностью способов достижения целей деятельности. Во всех этих свойствах раскрывается специфическая природа умений, их взаимосвязь с навыками и знаниями»[8, с. 53].
Таким образом, умение представлено как чрезвычайно сложное структурное сочетание чувственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, формирующихся и проявляющихся в сознательном, целесообразном, успешном осуществлении ею системы мыслительных, волевых, сенсомоторных и других действий, обеспечивающих достижение поставленной цели. Имеющиеся подходы к сути явлений взаимосвязаны: умение формируется в деятельности и характеризуется присущими ей объективными и субъективными сущностными особенностями; умение выражает себя как способность человека к целеустремленной деятельности и является главным качественным свойством личности.
Литература:
- Алексеев Н.Г., Леонтович A.B. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2021. -168 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2022.- 192 с.
- Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование. – Калининград: Изд-во КГУ, 2023. – 151
- Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе/под ред. И.Д. Чечиль. -М.: Академия, 2023. – 148 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 2023. – 304 .
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 2022.- 536 с.
- Леонтович А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся.-М., 2023. -210 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. -М.: Педагогика, 2021.- 104 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 2022.-175 с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. М.:3нание, 2021.-180с.