Теоретические аспекты развития познавательной активности обучающихся

Назарова Наталья Александровна

магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель канд.пед.наук, доцент Котлярова Т.С.

Одна из главных задач современной школы, согласно ФГОС, состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить познавательную активность [2]. 

 Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Исходя из мнения Г.И. Щукиной, активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому её можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Педагог указывает на тот факт, что активность не спонтанное проявление личности. Это целеустремленное социальное образование, в деятельности и в общении черпающее свои ресурсы. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора [4].

Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в работах  Л. И. Божович,  А. Л. Леонтьева. Познавательная активность рассматривается названными исследователями не как раз и навсегда данное свойство личности, не как врожденное качество, а как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию.

Наиболее полное освещение проблема формирования познавательной активности получила в трудах Г. И. Щукиной и Т. И. Шамовой где она исследовалась в общедидактическом масштабе. Г. И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.

Психологической основой для развития теории познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна и другие. Все авторы подчеркивают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием познавательной активности, так как они вплотную примыкают к проблемам формирования самостоятельности и творчества в познавательной деятельности, решение которых приблизит нас к цели.

Достаточно подробно рассмотрена сущность познавательной активности школьника, ее функции, методы и приемы активации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности. Эти аспекты рассматривались в работах В. П. Беспалько, М. В. Кларина, . П. Михневич, В. Ю. Питюкова, Г. К. Селевко,  Л. . Столяренко.

Эффективными средствами формирования познавательной активности будут являться те, которые будут спосбствовать  развитию познавательного интереса и мотива; продуктивному характеру учебно-познавательной деятельности.

Проблема изучения познавательной активности личности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание [2].

Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д. Дьюи и ученых XX века. Д. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способностями к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания [1].

В философии активность рассматривается как собственная идеальная деятельность человека, направленная на познание предметов, явлений и процессов окружающего мира и подразумевает трансформацию отражаемого в сознании индивида.

 В педагогике активность связывают с активным личностным отношением обучающегося  к осуществляемой деятельности. С одной сторо­ны, активность – форма самоорганизации и самореализации обучаемого, с другой, – результат усилий преподавателя в организации активности обуча-ющихся. Оба процесса взаимозависимы [1].

Мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, субъективная характеристика познавательного действия [4]. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания – человек.

По мнению А.М. Матюшкина, активность личности характеризуется стремлением субъекта выходить за собственные пределы, способностью расширять сферу своей деятельности, действуя за границами требований ситуаций и ролевых предписаний, при этом он подчеркивал, что активность обусловлена наличной целью субъекта [3].

Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.

В своих исследованиях Г.И. Щукина, указывает на то, что основная активность младших школьников проявляется в познавательной деятельности в школе, которая является необходимым этапом подготовки молодых поколений к жизни [4]. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Исходя из мнения Г.И. Щукиной, активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому её можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Педагог указывает на тот факт, что активность не спонтанное проявление личности. Это целеустремленное социальное образование, в деятельности и в общении черпающее свои ресурсы [4].

Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, С.А. [1] и З. Горностаева [2] исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность [6].

Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательная активность – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие.

Литература:

  1. Ганина, С. А. Модель развития творческой активности младших школьников в системе дополнительного образования. М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 288 с.
  2. Горностаева, З.Я. Проблема активизации познавательной деятельности М., Народное образование, 2023. – 256 с.
  3. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности М.: Баласс. 2020. – 168 с.
  4. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с.
  5. Шамова,Т.Н. Активизация учения школьников.– М.: Педагогика, 2022.- 208 с.
  6. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников. – Мн.: Народная асвета, 2021. – 208 с.