Теоретические аспекты взаимодействия школы и семьи в развитии ценностного отношения подростков к учению
Казибекова Гулназ Султонбаевна
магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.пед. наук, профессор Лопанова Е.В.
Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Развитие демократии в первую очередь предполагает повышение степени открытости школы для общества, а это относится именно к участию родителей в общественной экспертизе системы образования, к разделению ответственности за обучение и воспитание детей.
Проблема взаимоотношений семьи и школы – относительно молодая проблема в педагогике. До 20 века в педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении. В сфере семейного воспитания создавались педагогические труды рекомендательного характера по воспитанию детей в семье. Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д. Педагогические труды содержали в себе теоретически обоснованные авторами рекомендации для родителей по воспитанию детей и были призваны решать задачу просвещения родителей в сфере воспитания [3].
Многие годы отношения между семьей и государством складывались преимущественно на основе превалирования государства над личностью, семьей и обществом. Это способствовало прямому и косвенному вмешательству государственных органов в дела семьи и личности, приводило к игнорированию их реальных потребностей и интересов, снижало степень ответственности семьи за воспитание ребенка, разрушало связи образовательного учреждения с семьей [1].
В 70-80-е годы XX в. в педагогической науке началось изучение различных аспектов взаимодействия школы и семьи. Это связано с тем, что общество, создавая социальные институты, которые осуществляют воспитание подрастающего поколения, глубоко заинтересовано в их взаимодействии, в повышении воспитательного потенциала каждого из них. Взаимодействие школы и семьи в формировании личности – это двусторонний процесс воздействия субъектов друг на друга.
В процессе взаимодействия школы и семьи устанавливается взаимосвязь обеих сторон, которые, находясь в определённых отношениях, представляют систему педагогического влияния на личность. Подчёркивая необходимость взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения, отметим, что данные институты, оказывая своё специфическое воздействие на личность, определяют успешность её вхождения в мир национальных и общечеловеческих ценностей.
В 80-90-х годах XX века проблемы организации взаимодействия школы и семьи находят свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. А. Кара-ковский, Г. А. Победоносцев, М. М. Поташник и др.).
Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих её элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между элементами [3].
Комплексный подход исходит из единства и взаимосвязи всех элементов объекта и позволяет установить их определенное соотношение и соподчиненность.
Системный и комплексный подходы к воспитанию находятся в постоянном диалектическом взаимодействии. Наличие системы воспитания дает предпосылки для осуществления комплексного подхода. Взаимодействие семьи и школы является частью системы воспитательной работы школы, в целом подчиненной определенным целям и имеющей свое содержание [2].
Эффективность решения личностно-ориетированных задач в образовании, сегодня зависит не только от индивидуальных качеств, умений и знаний личности школьника, но и от ее готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне партнерства, от сформированной культуры межличностного взаимодействия, умения поддерживать положительно окрашенные межличностные отношения.
Однако в одних взаимодействиях индивид выступает активным участником, влияющим на деятельность и общение, в других же ему приходится ограничиваться ролью зрителя, либо исполнителя [4]. В то время как личность, удовлетворенная системой межличностных отношений, складывающихся в результате взаимодействия субъектов, а также своим положением в ней, наиболее успешна во многих сферах жизнедеятельности.
Понятие «взаимодействие» в самом общем значении отражает универ-сальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира [3]. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения[2].
Взаимодействие – одна из философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непос-редственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.
Активнейшее воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения оказывает семья. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов [3]. Общественные правила, культурные ценности познание других людей впервые осознаются в семье. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки.
Механизм семейного и общественного воспитания неодинаков.
Воспитание в семье характеризуется большей личной значимостью и зависимостью, непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное и интимное, оно занимает в его жизни значительно большую часть времени. Родители чаще всего стремятся к тому, чтобы наследник как можно глубже впитал в себя ценности, убеждения, уклад жизни, дух семейных взаимоотношений[1].
Обычно родители организуют жизнь ребенка на основе житейских представлений, подчиняясь общей организации жизнедеятельности своей семьи, личным потребностям и возможностям. Жизнь родителей в разных семьях в большей или меньшей степени пронизана государственными интересами, но их моральные принципы не всегда полностью соответствуют общепринятым [3].
Воспитательный процесс в школе более целенаправлен и рационален, чем в семье. Цели воспитания здесь определяются едиными программами воспитания и обучения, в которых отражены потребности общества и государства. В своем стремлении к взаимодействию школа должна учитывать приоритетность семьи в формировании личности ребенка [4].
В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Здесь же необходимо отметить важную роль обмена информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития. Также взаимодействие – это социальное явление. Взаимодействие может состо-яться, когда есть значимая ценность. В контексте вышесказанного, значимая ценность – это общность целей в развитии индивидуальности современного подростка и его отношения к учению, самоопределение в семье, школе и социуме.
Литература:
- Арттохова И.С. О методике исследования проблемы ответственного отношения родителей к воспитанию детей.- Казань: КГУ,2021. – 624 с.
- Батракова И.С., Коровкин В.Ю., Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2023.-128 с.
- Богословская B.C. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск: Вышейшая школа, 2021.-206 с.
- Букина, H.H. Социальное партнерство в образовании родителей как фактор преодоления кризиса семейного воспитания/Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения. – СПБ.: ИОВРАО, 2020. – 197 с.
