Творческая индивидуальность учителя в профессиональной деятельности

Турлубаева Динара Кенжебаевна

Педагог, концертмейстер

КГКП «Детская музыкальная школа №1 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области

На современном этапе развития образовательных тенденций возросли профессиональные требования к индивидуальности учителей, возросла потребность в формировании творческой индивидуальности, реализации учителями своих творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

В ходе педагогической деятельности особенное место уделяется качественным показателям, а также качественным характеристикам образовательной процесса в целом.

Содержание и организацию педагогической работы можно правильно оценить, только определив уровень творческого отношения учителей к своей деятельности.

В настоящее время общепринято утверждение о том, что педагогическая деятельность носит творческий характер. Результатом творчества является внедрение инноваций в педагогические процессы. Существует несколько уровней инноваций:

– Открытия, подтверждающие идеи, которые могут изменить образовательную реальность;

– Изобретение, разработка и внедрение новых элементов педагогической технологии;

– Педагогические инновации – усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к определенным условиям уже используемых методов и средств обучения и воспитания.

В отличие от творчества в других областях (наука, техника, искусство), учителя творчества не будут стремиться создавать социально новые ценности, потому что оригинал, продукт всегда носит характер развития. Конечно, учителя творческой работы, а тем более учителя-новаторы создают свои собственные образовательные навыки, но это означает только то, что в этих условиях могут быть достигнуты наилучшие результаты.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух составляющих:

– Педагогические эксперты;

– Социальный опыт.

Успешное педагогическое творчество невозможно без специальной подготовки и знаний. Только при эрудиции и специально подготовленных учителях экспериментируйте, чтобы мыслить творческим воображением через суть возникающих ситуаций и познавательных проблем с глубоким анализом основ оригинала как нового способа найти это и как это решить.

Учителям часто приходится решать множество типичных и нестандартных педагогических задач в меняющихся ситуациях. Решая эти задачи, преподаватели, как и любой исследователь, строят свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:

– Анализ педагогической ситуации;

– Результаты проектирования на основе исходных данных;

– Определить предположения и проанализировать доступные средства, необходимые для достижения желаемого результата;

– Оценить полученные данные;

– Формализуйте новые задачи.

Научный подход к личности учителя предполагает рассмотрение не только многообразия личностного проявления психологии человека в определенных ситуациях. Личность педагога как профессионала на основе особого стиля деятельности формируется, в целом, хорошо известными теоретическими и практическими навыками – такими, как личность, обусловленная синтезом личностных характеристик, развитием уровня профессиональных способностей. В педагогической работе процесс индивидуализации учителей может иметь различное выражение:

– Индивидуальные различия как фрагментарные или временные проявления сходства в профессиональном поведении и деятельности;

– Индивидуальные стилевые различия в профессиональной деятельности будут сохраняться стабильно в течение длительного времени, сочетая индивидуальные методы и профессиональную деятельность;

– Индивидуальное профессиональное мировоззрение от личности учителя уникальности, оригинальности как выражения индивидуальности, часто работает от личности профессионального типа индивидуальных вариантов.

Творческая индивидуальность во многом характеризуется профессиональным поиском педагога, самостоятельным видением педагогического процесса обучения, личной траектории перспективного развития.  Проявление яркой индивидуальности педагога, можно проследить в непосредственной работе с обучающимися, во взаимодействии в рамках образовательного процесса. Большую роль в положительном развитии обучающихся имеет личностное развитие самого педагога, поэтому все чаще встает вопрос об индивидуализации и творческом развитии педагога. Процесс индивидуализации включает факт  сознательного саморазвития, самореализации личности педагога .

Развитие индивидуальных особенностей в связи с тем, что творческая личность характеризуется учителем (самореализация мышления научным способом, стремление к творческому отношению и т.д.), профессиональная деятельность такого учителя отличается от работы коллег поиском новых оригинальных подходов и средств. Среди учителей яркими представителями творческих личностей являются учителя-новаторы.

Таким образом, в педагогике творческая личность представляет собой сложную открытую систему, личность жизненной программы, как динамическое явление, характеризуемое педагогами. Современный творческий педагог только что осознал, свой смысл, сделав в своей жизни выбор между репродуктивными методами учебной деятельности и творчеством, он качественно преобразил себя, снял свои психологические барьеры, прояснил свои профессиональные ожидания в отношении развития возможностей для профессионально важных качеств, заложенных в его образовательной концепции.

По основным направлениям творческая деятельность педагога отличается показателями, такими как, во-первых, инновационной направленностью, а во-вторых, ориентированностью на развитие самого себя в индивидуальных процессах творческой деятельности. Творческие педагоги осознают, что без самосовершенствования, личностного саморазвития, профессионального роста и самореализации, сформировать творческую индивидуальность не возможно. Поэтому овладение и развитие новейших навыков, их ценностное направление немыслимо без развития профессионально важных качеств в жизни как цели. Именно эти два направления можно считать важнейшими критериями творческой личности учителя.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что творческая личность характеризуется тем, что учитель благодаря развитию индивидуальных особенностей (научное мышление, творческое отношение, стремление к самореализации и т.д.), профессиональная деятельность такого учителя отличается от работы коллег поиском новых оригинальных подходов и средств. Личностный творческий стиль деятельности характеризуется высокоразвитой общей педагогикой и специальными знаниями, навыками и умениями, а также максимальным развитием.

Литература

1. Александрова Л. М. Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности учителя в современной педагогике [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 1-2.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогикитворческтва.-Казань,1988.-с.46-56.

3.   Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя.-Тюмень,1995.

4. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельностиучителя.-Казань,1982.-с.59-64.