Учебно-познавательная мотивация
Темирбаева Асель Ниетжановна
магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
Получение образования является главной целью в становлении личности, в этой связи, проблема повышения школьной мотивации − центральная в психолого-педагогической науке. Мотивация учения выполняет особую роль в жизнедеятельности школьников, без нее невозможна эффективная учебная деятельность, развитие способностей.
По мнению Г.И. Щукиной, мотивация «уточняет целенаправленность действий, ее устойчивость, направленная на достижение конкретной целевой установки» [11]. Мотивация определяется как процесс движения к поставленной цели. Мотивация является «динамическим процессом психофизиологического управления поведением человека, определяющей его ориентированность, организованность, активность» [5, с. 10].
По мнению Л. И. Божович, мотивация представляет собой не более чем ускользающую теоретическую конструкцию [2]. В то же время, многие ученые схожи в своих взглядах на формирование учебной мотивации и рассматривают ее как источник активности. А.Н. Леонтьев мотивацию рассматривает как комплекс определенных типов побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, мотивационные установки, идеалы и пр. [8]. Е.П. Ильин включал в это понятие самые многообразные психологические образования, которые побуждают субъекта к определенной деятельности [5].
Следует отметить, что помимо побуждающей функции, мотивация определяет также направленность поведения индивида и его деятельности.
Исследование мотивации является достаточно сложным и такая сложность обуславливается тем, что ученик побуждается к учению совокупностью мотивов, которые, в свою очередь, как обогащают взаимно, так и друг другу противостоят. С точки зрения М.В. Матюхиной, мотив представляет собой «побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека» [10]. Мотив − «вербализация цели и программы, которая способна настроить конкретного индивида на начало определенной деятельности, что исключает побудительный фактор из сферы мотивов» [10, с.46].
По мнению Д. А. Крыловой, «мотив − реальный, а также обобщенный элемент, обуславливающий целенаправленное поведение человека» [7, с. 437].
Проработал определение «мотив» А.Н. Леонтьев. Согласно его подходу, то, что побуждает деятельность, направляет на удовлетворение потребности, именуется мотивом этой деятельности [8]. Мотив – это объект, отвечающий потребности и который ведет его к деятельности [8].
Как отмечает А.Н. Леонтьев, термин «мотив» менее универсален и вызывает больше споров, чем термин «мотивация» [8, с. 134].
Учебная мотивация находит свое отражение в целях, преследуемых учащимся в учебной деятельности. Цели учебной деятельности более отчетливо находят свое отражение в доведении работы до конца или же в откладывании ее, в возращении к выполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей [6].
Термин «мотивация» характеризуется как «побуждение к действию, управляющий поведение человека, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [1].
В образовательной деятельности главной темой для педагогов является вопрос о развитии личности обучающегося как активного представителя учебной деятельности, имеющего мотивацию. Мотив обучающегося определяет назначение и содержания интенсивного участия в образовательной деятельности, удовлетворенности им образовательным процессом и понимание того, что обучение сейчас и в будущем является личностно-значимо для него [5].
Учебно-познавательная мотивация является актуальной темой не только среди педагогов, но и среди ученых и исследователей, ведь учебная мотивация является движущей силой прогрессивного развития личности. Для того чтобы разобраться в актуальности темы, касающейся учебной мотивации, нужно разобраться с термином «учебная мотивация» с точки зрения педагогической психологии. Исследуя психолого-педагогическую литературу, мы столкнулись с тем, что этот термин содержит ряд синонимов, из них более известными числятся «мотивация учения» и «мотивация работы учения». А.К. Маркова [9] считает, что эти термины связаны тем, что они обозначают совокупность мотивирующих факторов, которые вызывают активность субъекта и определяет направленность деятельности. Вопросы по изучению сущности и проблемы мотивации были предметом многих ученых в их исследованиях.
Проанализировав понятие «мотивация, рассматриваемое с точки зрения разных ученых, можно сделать вывод о том, что мотивация – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, а также придает личностный смысл.
Мотивация учения (учебная мотивация) – частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Этот процесс, запускает, ориентирует и поддерживает проявленные старания обучающегося, которые были направлены на выполнение учебной работы [6].
По мнению Г.И Щукиной, «мотивация опирается на две тенденции: во-первых, к достижению успеха, где обучающиеся ставят перед собой позитивные цели и испытывают положительные впечатления, и вторая заключает в себя избегание неудач обучающимися, опасение критики в свой адрес. Задача учителя состоит в том, чтоб развивать у обучающихся стремление к успеху и поощрять даже незначительные достижения, не акцентируя внимание на недостатки [11]. На основе данного случая мотивацию классифицируют на два вида: мотив достижения успеха и мотив избегание неудач.
В классификации мотивов, предложенной психологом Л.И. Божович, разграничивают также два типа учебных мотивов, которые имеют различное происхождение и предметное содержание. «Одни из них – познавательные, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, которые непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Другие – социальные, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его действительностью, лежат как бы за пределами учебного процесса» [2, с. 27]. В данной классификации мотивация ориентируется уже в более широком виде и представляется уже в развернутом виде [2].
А. К. Маркова и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, но к познавательной мотивации уже относятся широкие познавательные мотивы, суть которых выражается в ориентировании обучающегося на овладения новых знаний, а социальные мотивы в данной классификации выражаются как учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение и добывание приобретенных знаний, ориентация мотивов самообразования. Социальные мотивы в этой классификации подразделяются на уровни. Первый уровень – широкие социальные мотивы (характеризуют долг и ответственность, понимание значимости обучения); второй уровень – узкие социальные мотивы или позиционные (воплощаются в стремлении занять определенную позицию в взаимоотношениях с окружающими и получить их одобрение); третий уровень – мотивы социального сотрудничества (ориентация на взаимоотшения с другими людьми) [9].
Литература:
- Бакурадзе А. Мотивация школьников: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. – 2019. – № 10. – С.11-15.
- Божович Л. И. Развитие мотивов учения у школьников. – М.: АПНРФ, 2021. – 104 с..
- Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – Москва : Моск. психол-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2020. – 365 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: Гардарики, 2019. – 278 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: «Питер», 2021. – 507 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.: АСТ, 2020. – 325 с.
- Крылова Д.А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. – 2019. – № 23 (127). – 600 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. – 400 с.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 2020. – 192 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 2020. – 340 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебник. – М.: Просвещение, 2019. – 318 с.