Урок-практикум “Атлетическая гимнастика”
Данильченко Сергей Николаевич
Учитель физической культуры
г.Семей КГУ «СОШЛ №38»
В связи с нехваткой спортивного инвентаря нами были разработаны уроки атлетической гимнастики для разных возрастных групп.
Атлетическая гимнастика, в основе которой лежит метод силовой тренировки, использует полный арсенал средств основной гимнастики, а также элементы спортивной тренировки. При сохранении основных принципов и методов занятий гимнастикой традиционной, в атлетической гимнастике воздействие силового характера может быть локальным или генерализированным (захватывающим практически все группы мышц), тонизирующим или развивающим; при этом избирательно могут развиваться три силовые качества (медленная, или «жимовая» сила; быстрая, или «взрывная»; и статистическая) и производные от них виды силовой выносливости.
Важнейшей отличительной чертой атлетической гимнастики является то, что за счет специальных упражнений у занимающегося формируются умения и навыки силовых перемещений собственного тела в различных режимах силовой работы. Этого не дает ни одна из описанных выше систем. Между тем, такие умения и навыки важны в жизнеобеспечении человека.
Атлетическая гимнастика использует шесть групп специальных упражнений.
Первая группа – упражнения без отягощений и предметов, – включают преодоления сопротивлений собственного тела или его звена. Например, сгибания и разгибания рук в упоре лежа или удерживание напряженных рук в положении в стороны, или удерживание положения слегка согнувшись опорой тазом и поднятыми вверх руками и т.д.
Эти упражнения подходят различным группам занимающимся, не требуют особой подготовленности, и просты в организационном отношении.
Вторая группа – упражнения силового характера на снарядах массового типа, частично заимствованные из гимнастического многоборья. На перекладине, кольцах, брусьях, корне с ручками – можно выполнять упражнения в висе и в упоре, в смешанных положениях; быстро и медленно; акцентируя действия на замедлении или ускорении перемещений, удержания статических положений, а также всевозможные сочетания их, задействуя самые разные группы мышц или нагружая их по заданной схеме одновременно.
Третья группа – упражнения с гимнастическими предметами определенной тяжести и эластичности: набивными мячами, экспандерами и т.п.
Четвертая группа – упражнения со стандартными отягощениями; гантелями, гирями, штангой. Характерной особенностью этих упражнений является строгая дозировка веса снаряда.
Пятая группа – упражнения силового характера, выполняемые в парах и тройках. Это – простые и доступные упражнения, не требующие специальной технической подготовленности и выполняемые в искусственно усложненных условиях. Взаимодействия партнеров, в данном случае, строится таким образом, что один из них создает определенное сопротивление действию другого, который преодолевает его, используя заданный способ.
Шестая группа – упражнения на тренажерах и специальных устройствах. Обычно в атлетической гимнастике используются тренажеры «блочного типа», которые позволяют регулировать нагрузку за счет изменения веса отягощения (степени сопротивления) и включать в работу поочередно различные звенья тела, принимая те или иные положения.
В школе в процессе занятий в зависимости от учебной программы мы используем эти шесть методов. Урок получается с очень высокой интенсивностью и большой физической нагрузкой.
Уроки проводятся по круговой системе, класс делится на 4-6 групп в зависимости от количества учащихся, каждая группа получает свое задание. Время на выполнение 20-30 секунд, после чего смена этапов против часовой стрелки. Каждая группа проходит все этапы, после чего отдых на восстановление до 3 минут, в зависимости от физического состояния класса и одновременно проводится мониторинг ЧСС (пульс).
После таких игр выполнение тестовых нормативов учащиеся показывают хорошие спортивные результаты. Примером тому являются последние соревнования по гимнастическому многоборью, где наша школа заняла 1 общекомандное место.