Экономический рост: основные факторы и государственные меры по его обеспечению
Тен Н.В.
КарГТУ
Тема 5 Экономический рост: основные факторы и государственные меры по его обеспечению
План лекции
1 Основы и факторы формирования экономической политики государства и ее социальная направленность
- Общественное производство: показатели, темпы роста и структура. Необходимость и обоснование структурной политики государства
- Экономический рост: факторы, показатели и методы их измерения, типы
- Теоретические основы регулирования экономического роста
- Сущность, типы и основные принципы промышленной политики. Аграрная политика государства в РК.
- Основы и факторы формирования экономической политики государства и ее социальная направленность.
При формировании экономической политики ответственные лица должны отдавать себе полный отчет в том, каких целей они хотят достичь. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цели должны быть количественно измеримыми, что дает возможность контролировать их выполнение. Например, снизить темп роста цен на 2% в месяц, повысить темп экономического роста на 4%, снизить уровень безработицы на 3% и т.д. Если же цели реальны, но их невозможно измерить, тогда они не могут войти в целевую функцию. Примерами могут быть “борьба с монополизмом” “снижение безработицы” или “справедливое распределение доходов” и т.д.
Далее необходимо располагать набором действенных политических инструментов достижения целей, который обычно состоит из бюджетной, налоговой, кредитной, денежной и валютной политики, а также иметь представление об эффективности воздействия инструментов на цель. Так, если правительство для борьбы с инфляцией намерено использовать инструменты денежной политики, оно должно заранее знать, как и когда они сработают.
Ни один из известных политических инструментов не имеет прямого контакта с целями, между ними находится экономическая система, функционирующая по рыночным законам. Государство в состоянии лишь воздействовать на цели тем или иным инструментом. Подобные механизмы встречаются при регулировании денежного рынка, антиинфляционного регулирования, политики в области занятости, налогового стимулирования экономического роста.
Существуют количественные соотношения, связывающие цели и инструменты, называемые мультипликаторами.
При формировании экономической политики необходимо учитывать и социальные приоритеты. Почему? Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики.
2 Общественное производство: показатели, темпы роста и структура. Необходимость и обоснование структурной политики государства
Национальная экономика представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных сфер, отраслей и секторов народного хозяйства. Важнейшими ее характеристиками являются объемы производства и потребления товаров и услуг, темпы развития и структура экономики в целом, отдельных секторов и отраслей хозяйства, регионов (территорий). Это в свою очередь зависит от имеющихся ресурсов, использования основных факторов производства, таких как, труд, капитал, земля и ее богатства, предпринимательские и интеллектуальные способности, информация. Правилами национального счетоводства, разработанными ООН, предусматривается использование единой системы однородных макропоказателей. Исходный макроэкономический показатель СНС – валовой внутренний продукт – ВВП. Он отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в текущих ценах, созданных на экономической территории страны за определенный период. Применяется для определения уровня и темпов экономического развития, направлений и сфер использования ресурсов, доходов, уровня жизни населения, производительности труда и др. Второй макроэкономический показатель – валовой национальный продукт – ВНП. Он включает и внешнеэкономические результаты, т.е. итоговые показатели экспорта и импорта товаров и услуг. Чистый национальный продукт – это ВНП за вычетом суммы потребленного в процессе его создания основного капитала.
Национальный доход – представляет собой разность между ЧНП и суммой косвенных налогов на товары и услуги.
Для того, чтобы привести сложившуюся структуру народного хозяйства в соответствие с прогрессивными тенденциями, сложившимися в мировой экономике, в развитых странах проводят структурную политику, или политику экономического роста. Она основана на координации разнонаправленных действий в различных сферах экономики. Эта координация оформляется в виде средне- и долгосрочных планов и общехозяйственных программ развития, дополненных системой финансовых и кредитных стимулов. Планы и программы носят рекомендательный характер.
Политика долгосрочного регулирования реализуется государством по нескольким направлениям:
- контроль за состоянием общего равновесия экономической системы. Для этого государственный бюджет подстраивается под решение структурных проблем, за счет государства ведется подготовка рабочей силы;
- развитие производственной инфраструктуры –энергетики, транспорта, связи, строительства, дорог;
- поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая);
- участие в финансировании предприятий, связанных с НТП
3 Экономический рост: факторы, показатели и методы их измерения
Экономический рост –это увеличение способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей.
Экономический рост измеряется двумя способами: а) как увеличение реального ВНП или чистого национального продукта за определенный период; б) как увеличение ВНП или ЧНП на душу населения за определенный период.
Обычно экономический рост измеряется годовыми темпами роста в процентах.
Темпы и качество ЭР зависят от потенциала национального хозяйства и эффективности его использования, а также от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Существенное влияние на темпы и качество ЭР оказывают факторы: количество и качество природных и трудовых ресурсов, размеры основного капитала, НТП и совокупный спрос общества, экономическая политика государства.
Динамичные темпы ЭР возможны при наличии и эффективном использовании производственных ресурсов и достижений НТП. Дефицит ресурсов сдерживает ЭР. Вместе с тем, страна может располагать богатейшими природными ресурсами, но не иметь средств для их освоения. Решение этой проблемы – развитие международных экономических связей.
Важнейший источник экономического роста – инвестиции. Исследования экономистов показывают, что вложения средств в увеличение производства товаров и услуг в рыночной системе дает результат, умножающий доход. Этот эффект называется мультипликационным.
К показателям, определяющим качество экономического роста , относятся:
- производительность труда Y/L ,
- производительность капитала Y /K;
- производительность земельных (природных ресурсов) Y/N.
Данные показатели характеризуют эффективность овеществленных или живых затрат труда.
Различают два типа ЭР: экстенсивный и интенсивный.
Сущность первого – увеличение объемов производства материальных благ и услуг достигается за счет увеличения использования производственных ресурсов – трудовых, топливно-энергетических, сырьевых, основного капитала.
Интенсивный тип характеризуется тем, что прирост производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, прогрессивных технологий – НТП, который способствует уменьшению удельного расхода ресурсов, росту ПТ, повышению конкурентоспособности продукции.
- 4 Теоретические основы регулирования экономического роста
Большинство известных теории и практик способов воздействия государств на ЭР носит косвенный характер. Их назначение состоит в том, чтобы создать у потенциальных инвесторов сильные стимулы вложения капитала. Второе соображение – рост рыночного хозяйства поддерживают регулирующие механизмы, не имеющие к нему непосредственное отношение.
1 Государство берет на себя решение тех проблем, которые в принципе недоступны рыночной системе. Например, финансирование фундаментальной науки (технологических нововведений), меры по сохранению окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.
2 Антициклическое регулирование или политика краткосрочной стабилизации (денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика)
3 Структурное регулирование : государство старается снизить риск при осуществлении капиталовложений; стимулирует предпринимателей осваивать новые секторы экономики, где перспективы прибыли неясны; поддерживает экспортные отрасли; стимулирует сферы экономики, способные дать наибольшее количество рабочих мест и т.д. Основные формы – бюджетная и кредитная политика.
4 Регулирование макроэкономическогшо равновесия инвестиций и сбережений.
Экономика попадает в сложное положение из-за нехватки сбережений. Нехватка сбережений приводит к уменьшению инвестиционного спроса, и замедлению ЭР.
Нарушение равновесия может быть связано с несовершенством налогообложения. Высокие ставки сокращают ту часть дохода, которая сберегается и предназначена для инвестиций. Отрицательный эффект могут дать и недальновидные действия государства в социальной области, когда необоснованное расширение социальных программ ведет к снижению предложения труда, институциональной безработицы, уменьшению доходов и сбережений.
Другая причина – бюджетный дефицит, эффект вытеснения, рост процентных ставок, вытеснение частных инвестиций.
5 Проведение налоговой политики, которая в 80-е годы стала главным инструментом стимулирования ЭР, заключается в дифференцированном снижении налоговых ставок, прежде всего прибыли. (либерализация, инвестиционные налоговые льготы, налоговые кредиты). Если в краткосрочно периоде произойдет временное снижение государственных доходов, однако в длительной перспективе произойдет рост сбережений, образующихся из прибылей корпораций, а далее рост инвестиций и производства, занятости – доходной части бюджета. Эффект Лаффера
6 Политика ускоренной амортизации ведет к быстрому обновлению основного капитала, росту емкости рынка основных средств, и спросу на них.
5 Особенности формирования индустриальной (промышленной) и аграрной политики
Промышленная политика – система государственных мер прямого и косвенного воздействия на промышленный комплекс страны, включая его структурный и научно-технический потенциал, в целях повышения индустриального уровня экономики и приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям путем использования законодательно-правовых, финансово-кредитных и административных методов регулирования.
Объект промышленной политики – весь промышленный комплекс страны, включающий в себя совокупность всех отраслей, их отраслевую структуру и все структурные образования, воздействующие на научно-технический уровень отраслей промышленности.
Субъектами промышленной политики являются государство в лице всех управленческих органов всех уровней и другие субъекты (корпорации, ФПГ, АО и другие активные структуры хозяйствования, которые имеют собственные интересы, мотивы, возможности.
В качестве генеральной цели –преодоление аграрно-сырьевой специализации экономики и формирование эффективной олигополистической структуры рынка на базе высокого технико-технологического уровня предприятий и действенного механизма конкуренции среди производителей.
Среднесрочная цель – структурная и технологическая перестройка индустриального базиса народного хозяйства, восстановление расширенного производства.
Тактические цели решают текущие задачи, такие как преодоление спада производства и придание движению экономики устойчивый рост и стабильный характер.
Основные методы промышленной политики: законодательно-правовые, финансово-кредитные, административные.
Классификация промышленной политики:
А) по характеру экономического роста – сбалансированный и несбалансированный тип;
Б) по способу воздействия на промышленный комплекс – активный и пассивный тип;
В) по направленности –общесистемный и селективный тип;
Г) по содержанию –экспортоориентированный, импортозамещающий и инновационный тип;
Д) по масштабности – общенациональную и региональную.
Аграрная политика
Цель – обеспечение стабильности агропромышленного производства, сохранение и упрочение продовольственной безопасности страны, недопущение ухудшения продовольственного обеспечения населения, выход АПК из кризиса, восстановление и сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики.
Направления государственного регулирования АПК:
1.формирование и рынка сельхоз продукции, сырья, продовольствия;
- финансирование, кредитование и налогообложение;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении ВЭД;
- развитие сельскохозяйственной науки и социальной сферы на селе.
Рекомендуемая литература
1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999
- Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
- Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
- Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:
Экономика, 1998
- М Портер. Теория конкурентных преимуществ. М. 2001 г.
- Нургалиев К.Р. Экономика Казахстана. Алматы.,2006 г.
- Келимбетов К. Стратегия экономического роста. Алматы, 2006 г.
Контрольные задания для СРС
Написать реферат на тему “Стратегия индустриально-инновационного развития РК“