Эмоционально-личностное здоровье человека: мой путь в психологию и науку

Қонысбай Толқынай Ержанқызы

PhD докторант; старший научный сотрудник

КазНУ им. Аль-Фараби, НАО ННПИБД «Оркен»

Аймаганбетова Ольга Хабижановна

доктор психол.н., профессор, научный руководитель

КазНУ им. Аль-Фараби

Мой исследовательский путь в магистратуре начался с изучения эмоционального благополучия пожилых людей – темы, о которой редко говорят и которую еще реже исследуют. Этот выбор был не случайным. Он стал первым шагом на пути к пониманию глубинного состояния человека, не всегда заметного, но критически важного – его эмоционального благополучия.

Сегодня, будучи докторантом Казахского национального университета имени Аль-Фараби и исследователем в Национальном научно-практическом институте благополучия детей «Оркен», я продолжаю развивать тему, которую считаю не только научно актуальной, но и личностно значимой. А в этот раз, в своей диссертационной работе я исследую психосоциальные предикторы и детерминанты эмоционального благополучия студентов: как казахстанских, так и иностранных, с целью глубже понять, как культурные, образовательные и личностные факторы влияют на внутреннее состояние молодежи, но и также способствую в научно-методическом и психолого-педагогическом аспектах в осуществлении улучшения эмоционально-социального, психологического благополучия детей.

На раннем этапе профессионального становления моё внимание привлекла тема, нечасто становящаяся объектом научного исследования, но актуальная и важная – эмоциональное благополучие пожилых людей. Значимую роль в выборе этой темы и формировании моего научного вектора сыграл мой уважаемый научный руководитель – профессор, доктор психологических наук, Аймаганбетова Ольга Хабижановна, представитель кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета. Её вклад в моё развитие как исследователя невозможно переоценить. Она – не просто наставник, а внимательный проводник, создающий пространство для самостоятельного роста, профессионального становления и раскрытия потенциала. Под её руководством сформировались и расправили крылья десятки студентов и выпускников, которые и сегодня остаются её учениками – независимо от своих достижений и профессионального статуса.

Также хочу выразить искреннюю признательность всему преподавательскому и академическому составу кафедры общей и прикладной психологии Казахского национального университета имени аль-Фараби. В рамках своего дальнейшего профессионального и научного развития я осознанно выбрала именно это учебное заведение, которое стало для меня пространством роста, формирования значимых компетенций и углубления знаний. Здесь я получила и получаю не только качественное образование, но и вдохновение для дальнейших исследований и практической деятельности.

Моя тема докторской диссертации связана с эмоциональным благополучием студентов, включая иностранных студентов, обучающихся в Казахстане. По данным ОЭСР [1], эмоциональное благополучие – один из важных факторов успешной интеграции иностранных студентов в образовательную среду. Это направление стало для меня откликом на современные вызовы образования и миграции: культурная адаптация, академическая нагрузка, разрыв с семьей, языковой барьер, неопределенность будущего – все это влияет на внутреннее состояние молодых людей. Я поставила перед собой цель – изучить, что именно поддерживает или подрывает эмоциональное благополучие студентов, как им можно помочь не только справляться, но и развиваться в новых условиях.

ЭБ студентов в последнее время становится всё более актуальной темой в сфере высшего образования. Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения (2023), почти 50 % студентов в университетах по всему миру сталкиваются с симптомами депрессии, а до 20 % испытывают суицидальные мысли. Эти тревожные данные указывают на масштаб проблемы и необходимость системной поддержки психического здоровья учащихся [2]. Психоэмоциональное состояние напрямую влияет на академическую успеваемость, мотивацию и общее качество жизни студентов.

А само понятие «эмоциональное благополучие» объясняется, как состояние, при котором человек в целом чувствует себя хорошо: он испытывает положительные эмоции, доволен своей жизнью, ощущает её смысл и цели, а также умеет справляться со стрессом и негативными переживаниями. По определению Феллер и коллег (2018) [3], ЭБ объединяет в себе сразу несколько важных аспектов – от настроения и жизненной удовлетворённости до внутренней устойчивости и способности радоваться повседневным вещам.

Научный подход дал мне инструменты, чтобы анализировать, сравнивать, делать выводы и, главное, предлагать решения. Исследование стало пространством соединения личного интереса, социальной значимости и академической системности. Параллельно с обучением в докторантуре я начала работать в Национальном научном институте благополучия детей. Это место, где теория встречается с практикой, а наука – с социальной реальностью.

Эмоциональное благополучие – понятие, которое до сих пор недостаточно изучено в Казахстане. Особенно в прикладном, кросс-культурном и возрастном аспектах. Многие выбирают более «традиционные» темы – когнитивные процессы, поведенческие расстройства, тестирование. Но я верю, что именно эмоциональное состояние – это основа психического здоровья, устойчивости и качества жизни.

Сегодня я продолжаю этот путь – с верой в силу науки, в глубину психологии и в то, что эмоциональное благополучие должно стать не редкой темой, а частью повседневной заботы: в университетах, в семьях, в обществе.

Список литературы:

OECD. The well-being of international students. 2021. https://www.oecd.org/education/well-being-of-international-students.htm

World Health Organization. Mental health and well-being in higher education. 2023.

Feller S.C., Castillo E.G., Green J.G., Barry M. A., Cosey F.N., Matsumoto A. Emotional well-being: A proposed definition and research agenda // Public Health Reports. – 2018. – Т. 133, № 6. – С. 731–735. – DOI: 10.1177/0033354918754540.