Эссе «Моя педагогическая философия»
Тастембекова Марал Бигайдаровна
Преподаватель
Учреждение «Высший казахский гуманитарно-технический колледж»
Стаж моей педагогической работы составляет 13 лет. Однажды избрав эту профессию, постараюсь не изменить ей. Когда меня спрашивают: «Что я преподаю?» и слышат в ответ, что я учитель физики, постоянно уважительное восклицание: «О-о-о!!». Это говорит о том, что учить физику было трудно, интересно, и почетно.
Чаще задаваемый самой себе вопрос «Есть ли польза от моей работы студентам?»
Просветительная, гуманитарная составляющая физики состоит в том, чтобы донести и убедить студентов в универсальности законов природы, воспитать в них убеждения и научное понимание этих законов, а значит, стремление стойко противостоять невежеству. Можно рассматривать проблемы жизни общества с точки зрения физики. Педагог — это и наставник в том числе, воспитатель нравственных качеств. Педагог чаще всего решает воспитательные задачи. Предмет физики позволяет воспитывать убеждения, умение анализировать ошибки и не отчаиваться в случае неудачи. Отрицательный результат — это тоже результат, не тупик, а возможно и начало нового пути. Как педагог никогда не упускаю возможности акцентировать внимание аудитории на тех допущениях, которые возникали в науке. Например, известный опыт Майкельсона-Морли с отрицательным результатом: независимость скорости света от направления его распространения относительно Земли — вдоль направления движения Земли или перпендикулярно этому направлению, привел к новому пониманию, а именно «Теории относительности».
Особенность преподавания физики в колледже – неразрывная связь предмета с производственным обучением, специальностью. Физика – составляющая в парикмахерском искусстве, в швейном производстве, обслуживании автомобилей и само собой, в сварке, сантехнике и электромонтажном деле.
Отсюда вывод: преподавать физику будущим специалистам рабочих профессий интересно и ответственно одновременно. Мотивация студентов к изучению дисциплины, по – моему мнению, растет. Без знания законов физики сложно на производственном обучении. Но, слабый уровень школьных основ предмета порождает трудность и страх в усвоении дисциплины. Поэтому, за годы работы в колледже сложился некий алгоритм работы с первокурсниками. С целью мотивации, а главное – формирования веры в свои способности, через изучение интересов, в том числе и к предмету, разбиваю студентов на группы «любознательные», «поднимаемся на уровень», «успешные». И начинается работа. Она сложная, кропотливая, иногда долго ждешь результатов…
Преподаватель успешно справляется с решением этих задач только тогда, когда ученику на уроке не скучно, а для этого использую все средства, привлекающие внимание. Их много и все большую значимость в современной системе образования приобретают информационные технологии. Это метод и способ донесения информации до студента, и способ взаимодействия с ним. К каждой теме урока разработаны презентации, тестовые и контрольно – проверочные задания, интересные сведения, факты о физических явлениях, персоналиях в этой увлекательной науке. Разработки презентаций к моим урокам физики систематически применяю в преподавании. Одно дело продиктовать правило, другое — увидеть текст на экране, тут же его отработать, стимулируя понимание и запоминание. В компьютерные презентации тем по физике включаю вопросы, контролирующие понимание, тренирующие память, развивающие мышление. Все это направлено к одной цели — учить интересно.
Убеждена, что наглядный опыт лучше компьютерного изображения, так как процесс происходит здесь и сейчас. Виртуальное пространство — одно, а реальная жизнь — другое, навык наблюдения и анализа при демонстрации эксперимента для ученика дело сложное, а значит кабинет, приборы, условия для работы должны способствовать восприятию предмета.
Коллеги отмечают, посещая мои уроки: «Вы часто ставите студента в ситуацию, когда он добивается результата».
Решил задачу, вывел формулу, правильно объяснил явление – хвалю, иногда и авансом. Главное – помочь поверить в свои силы, вызывать чувство удовлетворения, то есть воспитать упорство. Не секрет, наши студенты чаще всего из неблагополучных семей, и доброе слово взрослого для них важно.
Завершая все эти свои мысли, хочу сказать, что на всю жизнь мы запоминаем своего учителя. Это тот человек, который всегда перед глазами. Его стиль, одежда, юмор, высказывания под пристальным вниманием воспитанников и, в конце концов, именно этот человек является для них примером. Часто они стремятся ему подражать. Если я помню до сих пор своих учителей математики и физики, то это и значит, что это были личности. Это те люди, которые и явились стимулом в выборе профессии. Как интересно было на уроках физики, как интенсивно работала мысль на уроках математики, а результат – выбор профессии. Миссия педагога заключается еще и в том, чтобы дети видели в тебе личность. Личность, достойную подражания, — как работает, как говорит и сколько знает! Когда дети говорят мне, что вы и так все знаете, то это комплимент, но эти слова и обязывают быть всегда на таком уровне.