Развитие познавательных процессов у детей с особыми образовательными потребностями
Кирчей Юлия Михайловна
Учитель-дефектолог
ГККП «Ясли-сад №51 отдела образования акимата города Костаная»
Пояснительная записка
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам, родителям развивать детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта более разносторонне.
В законе Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» ярко выделяется основная задача, которая гарантирует всем детям с проблемами в развитии оказание необходимой специальной (коррекционной) помощи.
Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста. Все дети живут в игре, она- их мир, их бытие… А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становится миром?.. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребенка, оказывала на него развивающее воздействие? Эти вопросы очень актуальные. Игровая деятельность у детей с особенностями в развитии характеризуется низким познавательным интересом. Длительность игры короткая, отмечается застревание на одном и том -же игровом моменте, ребенок может длительное время стучать кубиком по столу, ломать и строить постройку, выполнять элементарные формы ролевого поведения (ставить градусник, катать машинку). Продолжительность контакта с партнером по игре кратковременный, дети предпочитают игры индивидуального характера, для них характерно отсутствие коллективной игры в самостоятельной, неорганизованной взрослым деятельности.
Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, что является традиционным подходом в специальной педагогике. Следовательно, в жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.
Для детей – дошкольников с особыми образовательными потребностями, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
В сюжетно-ролевых играх, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами. Развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.
Данная проблема побудила нас к разработке программы «Начинаем играть!».
В данной программе игра рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия организацию игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности ребенка.
Данная программа способствует развитию у детей всех познавательных процессов, обогащению словарного запаса, общению детей в социуме. Дети должны научиться:
проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;
выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим;
совершать адекватные действия с куклой и машиной;
выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
по просьбе взрослого производить с игрушками цепочку знакомых игровых действий (кормить куклу, лечить, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их).
Актуальность темы: исходя из общей цели системы обновления и содержания обучения, направленной на достижение оптимального уровня развития детей с особыми образовательными потребностями в развитии, занятия сюжетно-ролевыми играми направлены на развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств, творческих способностей.
Цель программы:
Использование методов обучения, необходимых для развития коммуникативных, нравственных, творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями;
Коллективное взаимодействие детей в процессе совместного участия в сюжетно-ролевой игре;
Создание условий для успешной социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями к окружающему миру.
Задачи:
Выбор оптимальных средств и приёмов коррекционной работы;
Развитие творческих способностей дошкольников с ООП;
Формирование коммуникативных навыков детей;
Обогащение словарного запаса детей;
Воспитание нравственных качеств детей;
Развитие познавательного интереса и положительного отношения к сюжетно-ролевым играм.
Идея: программа способствует развитию у детей всех познавательных процессов, обогащению словарного запаса, общению детей в социуме.
В основу разработки программы положены следующие принципы:
Единство воспитательного и образовательного процессов, научность содержания обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Доступность изложения материала (от простого к сложному).
Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребёнка и формировании «зоны ближайшего развития».
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.
Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д).
Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически.
Структура УМК:
Учебно-методический комплекс «Начинаем играть!» структурно состоит из 2 разделов:
1 раздел – Программа.
Перспективный план.
Конспекты ОУД
2 раздел- Методическое обеспечение. В помощь воспитателю.
Консультации для воспитателей.
Методические рекомендации по обучению сюжетно-ролевой игре детей с нарушением интеллекта.
Сборник сюжетно-ролевых игр.
Художественное слово.
Шаблоны атрибутов к сюжетно- ролевым играм.
Учебно-методический комплект составлен согласно базисному плану, рассчитана на 36 занятий (одно занятие в неделю), как форма коррекционной работы. Образовательная область «Познание». Время проведения занятий колеблется от 25 до 30 минут, для детей старшей группы, посещающих группу с нарушением интеллекта.
Программа «Начинаем играть!» разработана в соответствии с требованиями ГОСО и Типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта. (Приложение 4 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от «29» декабря 2018 года № 721, Приложение 5 к приказу исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499)
Программа адресована воспитателям образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта, дефектологам, психологам, социальным работникам, может быть полезна родителям, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.