Специфика преподавания хореографии в школе искусств
Смирнова Лилия Сергеевна
преподаватель
КГУ «Детская школа искусств им. С.Кожамкулова
отдела образования акимата Карабалыкского района»
На протяжении всей своей истории танец не только удовлетворял утилитарные потребности человека, но и украшал его жизнь. Именно в танце человек стремился в красивой, эстетически совершенной форме выразить своё настроение, эмоции, проявить свои внутренние качества. В танце находили отражение и эстетика своего времени, и традиции, и взгляд на мироустройство, словом, все то, что окружало человека в его повседневной жизни. С изменением каких-то аспектов жизни – менялись и танцы, а это означает, что танец – беспрерывный творческий процесс.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает «красивое», он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Вопрос художественного воспитания становится особенно актуальным сегодня, когда общество нуждается в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.
Творческое начало изначально заложено в человеке природой, но если его не пробудить, оно может никогда не обнаружить себя. Поэтому с раннего возраста надо вовлекать детей в активную творческую деятельность.Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни. Хореография в этом смысле является идеальным средством всестороннего развития младших школьников, так как воздействует одновременно на многих уровнях – на физическом, психическом, эмоциональном, интеллектуальном и т.д. Это обусловлено синтезирующим характером хореографии, объединяющей в себе множество компонентов – музыку, ритмику, пластику, пантомиму, актёрское мастерство и даже изобразительное искусство.
Какой же танец наиболее полно раскрывает творческий потенциал ребёнка? Танец народный, бальный, классический, эстрадный, современный, спортивный – все они для ребенка чрезвычайно полезны испособствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию. Занимаясь хореографией, дети раскрывают для себя традиции, нравы, обряды, характер различных народов, их образ жизни, культуру.
В детстве все дети любят танцевать и с удовольствием приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии, школьные хореографические кружки, чтобы приобщиться к прекрасному искусству танца. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.
В последнее десятилетие повсюду стали открываться школы искусств –хореографические отделения при музыкальных школах и как самостоятельные учреждения. В одной из таких школ работаю и я.
Несмотря на то, что и в кружке, и в студии, и в школе работают квалифицированные специалисты – хореографы и занимаются они одним и тем же делом, задачи они преследуют разные и подход к реализации этих задач у каждого свой.
Школа искусств выполняет иные функции. Само понятие школы предполагает систематичность, прежде всего, и обязательное следование определенной программе. Но это ещё не все отличия школы от кружка. Школа искусств обладает особыми специфическими чертами, присущими только ей, на которых мне и хотелось сконцентрировать внимание в своём исследовании.
Таким образом, темой моей исследовательской работы стала «Специфика преподавания хореографии в школе искусств».
Для тех, кто после окончания ВУЗа придет работать в эти школы, тема будет особенно актуальной.В магазинах и в библиотеках много методических пособий для работы с дошкольниками. Это «Танцы в детском саду» под редакцией Н.Зарецкой и З.Роот, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Давыдовой, а также работы Збруевой Н.П., Коноровой Е.В., Светинской, В.Н., Румер М., Александровой Н. и др. Есть пособия по отдельным дисциплинам. Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства разработаны методические пособия и программы: Бахто С.Е. и Сердюков В.П. – “Ритмика и танец”; Васильева Т.И. -“Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей”; Сердюков В.П. – “Классический танец”; Борзов А.А. – “Народно-сценический танец”; Бахто С.Е. – “Историко-бытовой и бальный танец”. Методическое пособие «Азбука хореографии», разработанное Барышниковой Т.К., адресовано педагогам детских хореографических коллективов и балетных школ.Но специальной методической литературы, или руководства поработе хореографа в школе искусств нет. В каждом подобном учреждении педагогами разрабатываются свои авторские программы, которые используются только внутри школы и не публикуются.
Особого внимания заслуживают разработки Черемновой Е.Ю. «Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики для детей» и Фирилёвой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Са-Фи-Дансе.Танцевально-игровая гимнастика для детей». Эти программы направлены на всестороннее развитие детей дошкольного возраста и рассчитаны на четыре года обучения – от трёх до семи лет. Педагогу школы искусств они будут очень полезны, так как в каждой школе есть подготовительные группы для дошкольников.
Цель моего исследования – выявить алгоритм работы хореографического отделения ДШИ, помогающий ребёнку не только осваивать танцевальный материал, но и в полной мере получать физическое, эстетическое развитие и эмоциональное насыщение.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить имеющуюся литературу и иные информационные источники по теме исследования;
- Выделить те элементы, которые представляют интерес для раскрытия темы;
- Сопоставить учебный план школы искусств с планами работы других хореографических коллективов.
Объектом исследования является школа искусств.
Предмет исследования – специфика преподавания хореографии в школе искусств.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что работа будет представлять интерес для тех, кто намеревается работать в Школах искусств. Любой раздел этой работы может быть использован в качестве методического пособия по проведению занятий с детьми младшего школьного возраста в любом хореографическом коллективе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении отражены актуальность темы, её разработанность, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи.
В первой главе совершен экскурс в историю непрофессионального хореографического образования в России, раскрыта структура работы хореографического отделения ДШИ и организация учебного процесса.
Вторая глава знакомит с программными требованиями по основным дисциплинам, преподаваемым в школе искусств на первом этапе обучения, с первого по третий класс, охватывая первый и второй год обучения каждой дисциплины.
В заключение делается вывод из всего вышеизложенного и выявляется главная цель педагогической деятельности в школе искусств.
Завершает работу список использованной литературы и интернет ресурсов.