Специфика преподавания хореографии в школе искусств

Смирнова Лилия Сергеевна

преподаватель

КГУ «Детская школа искусств  им. С.Кожамкулова

отдела образования  акимата Карабалыкского района»

На протяжении всей своей истории танец не только удовлетворял утилитарные потребности человека, но и украшал его жизнь. Именно в танце человек стремился в красивой, эстетически совершенной форме выразить своё настроение, эмоции, проявить свои внутренние качества. В танце находили отражение  и эстетика своего времени, и традиции, и взгляд на мироустройство, словом, все то, что окружало человека в его повседневной жизни. С изменением каких-то аспектов жизни – менялись и танцы, а это  означает, что  танец – беспрерывный творческий процесс.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает «красивое», он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.  Вопрос художественного воспитания становится особенно актуальным сегодня, когда общество нуждается в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.

Творческое начало изначально заложено в человеке природой, но если его не пробудить, оно может никогда не обнаружить себя.  Поэтому с раннего возраста надо вовлекать детей в активную творческую деятельность.Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.  Хореография в этом смысле является  идеальным средством всестороннего  развития младших школьников, так как воздействует одновременно на многих уровнях – на физическом,  психическом,  эмоциональном, интеллектуальном и т.д. Это обусловлено синтезирующим характером хореографии, объединяющей в себе множество компонентов – музыку, ритмику, пластику, пантомиму, актёрское мастерство и даже изобразительное искусство.

Какой же танец наиболее полно раскрывает творческий потенциал ребёнка? Танец народный, бальный, классический, эстрадный, современный, спортивный – все они для ребенка чрезвычайно полезны испособствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию. Занимаясь хореографией, дети раскрывают для себя традиции, нравы, обряды, характер различных народов, их образ жизни, культуру.

В детстве все дети любят танцевать и с удовольствием приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии, школьные хореографические кружки,  чтобы приобщиться к прекрасному искусству танца.  Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.

В последнее десятилетие повсюду стали открываться школы искусств –хореографические отделения при музыкальных  школах и как самостоятельные учреждения. В одной из таких школ работаю и я.

Несмотря на то, что и в кружке, и в студии, и в школе работают  квалифицированные специалисты – хореографы и занимаются они одним и тем же делом,  задачи  они преследуют разные и подход  к реализации этих задач у каждого свой.

Школа искусств выполняет иные функции. Само понятие школы предполагает систематичность, прежде всего, и обязательное следование определенной программе. Но это ещё не все отличия школы от кружка. Школа искусств обладает особыми специфическими чертами, присущими только ей, на которых мне и хотелось сконцентрировать внимание в своём исследовании.

Таким образом, темой моей исследовательской работы стала «Специфика преподавания хореографии в школе искусств».

Для тех, кто после окончания  ВУЗа придет работать в эти школы, тема будет особенно актуальной.В магазинах и в библиотеках много методических пособий для работы с дошкольниками. Это  «Танцы в детском саду» под редакцией Н.Зарецкой и З.Роот, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Давыдовой, а также работы Збруевой Н.П., Коноровой Е.В., Светинской, В.Н., Румер М., Александровой Н. и  др.  Есть пособия по отдельным дисциплинам. Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства разработаны методические пособия и программы: Бахто С.Е. и Сердюков В.П. – “Ритмика и танец”; Васильева Т.И. -“Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей”; Сердюков В.П. – “Классический танец”; Борзов А.А. – “Народно-сценический танец”; Бахто С.Е. – “Историко-бытовой и бальный танец”. Методическое пособие «Азбука хореографии», разработанное Барышниковой Т.К., адресовано  педагогам детских хореографических коллективов и балетных школ.Но специальной методической литературы, или руководства поработе хореографа в школе искусств нет. В каждом подобном  учреждении педагогами разрабатываются свои авторские программы, которые используются только внутри школы и не публикуются.

Особого внимания заслуживают  разработки Черемновой  Е.Ю.  «Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики для детей» и   Фирилёвой  Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Са-Фи-Дансе.Танцевально-игровая гимнастика для детей». Эти программы  направлены на всестороннее развитие детей дошкольного возраста и рассчитаны на четыре года обучения – от трёх до семи лет. Педагогу школы искусств они будут очень полезны, так как в каждой школе есть подготовительные группы для дошкольников.

Цель моего исследования – выявить алгоритм работы хореографического отделения ДШИ, помогающий ребёнку не только осваивать танцевальный материал, но и в полной мере получать физическое, эстетическое развитие и эмоциональное насыщение.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить имеющуюся литературу и иные информационные источники по теме исследования;
  • Выделить те элементы, которые представляют интерес для раскрытия темы;
  • Сопоставить учебный план школы искусств с планами работы других хореографических коллективов.

Объектом исследования является школа искусств.

Предмет исследования – специфика преподавания хореографии  в школе искусств.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что работа будет представлять интерес для тех, кто намеревается работать в Школах искусств. Любой раздел этой работы может быть использован в качестве методического пособия по проведению занятий с детьми младшего школьного возраста в любом хореографическом коллективе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении отражены актуальность темы, её разработанность, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи.

В первой главе совершен  экскурс в историю непрофессионального хореографического образования в России, раскрыта структура работы хореографического отделения ДШИ и организация учебного процесса.

Вторая глава знакомит с программными требованиями по основным дисциплинам, преподаваемым в школе искусств на первом этапе обучения, с первого по третий класс, охватывая первый и второй год обучения каждой дисциплины.

В заключение делается  вывод из всего вышеизложенного и выявляется  главная цель педагогической деятельности в школе искусств.

Завершает работу список использованной литературы и интернет ресурсов.

Скачать работу полностью