Проект «Родной край»
Автор: Исмагулова Майя Муслимовна
г. Караганда, Коммунальное государственное казенное предприятие
КГКП я/с №12 «Ертегі », старшая группа № 4 «Куаныш»
Сроки реализации:
2017-2018 учебный год.
Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о родном крае.
Вид проекта: информационно – творческий, познавательный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить ценностно-смысловую сферу личности дошкольника, их осведомлённость в этой области, что будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма, духовной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
Цель проекта:
Воспитание ценностно-смысловой сферы личности дошкольника на основе воспитания духовной культуры детей, привития любви к родному краю, формирования познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
Задачи проекта:
- Развивать интерес к природе Казахстана;
- Воспитывать культуру детей к окружающему миру;
- Привить любовь к родному краю;
- Сформировать познавательный интерес и экологическое сознание к природе родного края;
- Воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- Развивать художественное творчество детей;
- Осуществлять нравственное, патриотическое, социальное, коммуникативное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи;
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края;
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство ответственности и гордости за свой край;
- Продолжить оснащение «Уголка природы родного края» дидактическими играми, наглядным материалом;
- Организовать художественно-продуктивную и творческую деятельность.
Ожидаемый результат:
- Осознание детьми и взрослыми значимости изучения природы родного края, природы Казахстана;
- Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
- Полноправное участие родителей в комплексе мероприятий;
- Создание «Уголка природы родного края»;
- Приобретение детьми знаний о природе родного края;
- Начальные предпосылки экологического сознания;
- Проявления у детей бережного отношения к природе;
- Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;
- Оснащение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов по данной теме.
Этапы работы:
I. Информационно-накопительный:
- На подготовительном этапе:
- Изучение педагогической и краеведческой литературы по данной теме;
- Определение направлений по работе с детьми и родителями;
- Подбор наглядного демонстрационного материала;
- Подбор детской художественной литературы, загадок, фольклора о родном крае;
- Подбор подвижных игр по данной тематике;
- Составление плана экскурсий в пределах города;
- Изучение интереса детей для определения целей проекта;
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
- Проведение цикла познавательных занятий, по тематическому плану вариативной части программы;
- Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Казахстана”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы нашего края»;
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»;
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»; - Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями);
- Лепка «Животные и птицы»;
- Экскурсии и фото экскурсии по городу;
- Разучивание стихов песен о Казахстане;
- Оформление музыкального уголка в традициях казахского народа;
- Оформление стенда «Наш край»;
- Изготовление макета Караганда угольная.
III. Презентационно – завершающий
- Открытое занятие «Моя Родина – Казахстан!»;
- Выставка продуктов детской деятельности;
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей;
2.методические разработки,
3.интеграция со специалистами детского сада.
Обеспечение проектной деятельности:
- Интернет – ресурсы;
- Типовая Программа воспитания и обучения дошкольников 2016г.;
- Подбор литературы;
- Подбор произведений казахского народного творчества;
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- Подготовка разного вида бросового материала;
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры;
- Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок;
- Посещение музея;
- Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Реализация проекта
Тематическое планирование вариативного компонента
типового учебного плана на тему «Родной край»
для старшей группы № 4 «Куаныш» на 2017-2018 учебный год
Сентябрь – қыркүйек
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1 | «Природа вокруг нас»
.
|
Расширение знаний об объектах живой и неживой природы. Развитие зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, внимания. Воспитание интереса к окружающему миру | 1 |
2 | «Прощай лето» | Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам. Последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки, листья деревьев. Называть деревья растущие на участке. Учить приклеивать листья в нужном порядке, пользоваться кисточкой и клейстером. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное.
|
1 |
3 | «К нам осень пришла!»
|
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, временах года. Обучение наблюдению за состоянием погоды в природе и умению отмечать результаты наблюдений в календаре природы. Развитие представлений детей через организацию элементарной самостоятельной экспериментальной деятельности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам. | 1 |
4 | «Осень наступила» | Формировать представление о времени года «Осень», воспитывать бережное отношение к природе, развивать творческие способности детей.
|
1 |
Октябрь – қазан
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1 | «Осенний букет» | Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; Активизировать глагольный словарь по данной теме. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать учить согласовывать движения с речью. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения. | 1 |
2 | «Богатый урожай»
|
Расширение представлений об овощах и фруктах. Формирование желания выращивать огородные растения, ухаживать за ними. Развитие интереса к опытно-экспериментальной работе, умения сравнивать объекты. Воспитание бережного отношения к природе | 1 |
3 | «Как хлеб к нам на стол пришёл»
|
Формирование у детей представлений о выращивании зерновых культур, обогащение знаний о хлебе и его изготовлении. Развитие любознательность детей, стремления к исследовательской деятельности. Воспитание уважения к труду взрослых. | 1 |
4 | «Семь Я» | «Моя семья» – дети называют имена близких людей (мама, папа, бабушка, сестренка…) Дать детям представление о том, что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Художественная литература и поэзия о семье. «Какого роду, племени?» Пословицы о семье, рассказы, стихи. Беседы с детьми «Для чего человеку нужно знать своё прошлое?» (имеется в виду свой род – бабушек, дедушек, родственников и т.д.) –Работа с родителями : вместе с ребенком сделать рисунок – дерево рода. Познакомить детей с родословной своей семьи.
|
1 |
Ноябрь – қараша
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1 | «Золотая осень»
|
Формирование навыков наблюдения за явлениями природы (листопад) в осеннее время; умения отмечать результаты наблюдений в календаре природы. Развитие познавательного интереса к явлениям природы. Воспитание дружеских взаимоотношений, бережного отношения к природе. | 1 |
2. | «Пернатые друзья»
|
Формирование обобщённых представлений о зимующих и перелётных птицах. Расширение представлений о строении птиц. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание гуманного отношения к птицам. | 1 |
3 | «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
|
Познакомить детей со свойствами воды, эксперименты с водой, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода. | 1 |
4 | «Воздух и его свойства»
|
Продолжать формирование причинно-следственных связей.
Дать представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить детей с органами дыхания. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
|
1 |
Декабрь – желтоқсан
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1. | «Мой Казахстан» | Продолжать знакомить детей с факторами, мешающими жизни природы, вредящими ей. Продолжить знакомить с четырьмя природными зонами РК (лес, степь, горы, пустыня), с животными и растениями этих зон. Учить находить лишний в ряду предметов, обосновывать свой выбор. Закреплять название диких животных на казахском языке. Учить изготавливать поделки из бросового материала при помощи родителей.
Развивать связную речь, мышление, воображение детей. Воспитывать любовь к природе своей родине – РК. |
1 |
2 | «Зима в нашем краю»
|
Формирование навыков наблюдения за явлениями природы в зимнее время. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой родного края. | 1 |
3 | «Новый год» | Уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции. План работы: 1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в Казахстане. 2. Чтение сказки « В гостях у лесной красавицы». 3. Составление творческих рассказов на тему «Новый год». 4. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы. 5. Новогодний утренник. |
1 |
4 | «Зимующие птицы»
|
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Закрепить понятие «зимующие» птицы. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Учить выслушивать ответы товарищей. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
|
Январь – қаңтар
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1 | «Мир природы» | 1. Формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам. 2. Уточнить представления детей о характерных особенностях каждого сезона. 3. Формирование представлений о закономерной повторяемости изменений в жизни природы, от сезона к сезону. |
|
2 | «Наши меньшие друзья»
|
Формировать элементарные представления о домашних и диких животных. Воспитание заботливого отношения к животным. Развитие умения ухаживать за домашними питомцами; интереса к опытно-экспериментальной работе, умения сравнивать объекты. Расширение представлений детей о внешнем виде и образе жизни диких животных зимой. Формирование интереса к живой природе, инициативы, ответственности. Развитие зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, внимания. Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников и бережное отношение к животным. | 1 |
3 | «На ферме»
|
Программное содержание: знакомить детей с профессиями людей сельского хозяйства, с тем, как устроена ферма. Формировать представления детей о том, как называются домики для животных, люди каких профессий в них работают. Учить составлять рассказы, используя мнемотаблицы. Познакомить с работой мельницы, пасеки, гаражного хозяйства. Учить использовать бросовый материал для строительства фермы. Учить составлять сложные предложения, закреплять названия домашних животных и цвета.
Развивать речь, логическое мышление, творческие способности, расширять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук при закрашивании, использовать в речи слова на казахском языке. Воспитывать желание узнать, как можно больше о домашних животных, заботиться о них, добиваться положительного результата.
|
|
4 | «Обитатели скотного двора»
|
Формирование понимания того, что все животные живые и им, как и всему живому, необходимы определённые условия для роста. Расширение представлений о домашних животных Казахстана, особенностях содержания домашних животных, образа жизни. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание бережного отношения к животным, желания помогать другим, любовь к природе родного края. | 1 |
Февраль – ақпан
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1 | «Мир вокруг нас» | Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух, любовь и бережное отношение к окружающим. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира, закрепить правила ухода за ними; показать Землю как общий дом для всех людей, вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
|
1 |
2 | «Обитатели уголка природы»
|
Обучение умению наблюдать за обитателями уголка природы, проявлению заботы об обитателях уголка природы. Совершенствование навыков приобщения детей к уходу за растениями в уголке природы. Развитие зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, внимания. Воспитание трудолюбия и заботливого отношения к объектам живой природы. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. | 1 |
3 | «Как нужно ухаживать за животными?»
|
Совершенствование навыков приобщения детей к уходу за живыми объектами в уголке природы. Формирование навыков посильного труда. Развитие элементарных естественнонаучных представлений. Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников и бережное отношение к животным.
|
1 |
4 | «Путешествие в Электроград». | Воспитывать бережное и осторожное обращение с электроприборами.
Дать понятия по теме «Электробытовые приборы». Развивать образное мышление. Развивать диалогическую речь. Развивать пространственные представления. Развивать мелкую моторику рук. |
1 |
Март- наурыз
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1 | «Красная книга Казахстана»
|
Формирование представлений о бесценности природы: растительного и животного миров. Развитие у детей памяти, логического мышления и творческого воображения. Воспитание добрых чувств, любопытства, любознательности, эстетического восприятия, переживания, связанного с красотой окружающего мира и бережным отношением к нему. Дать понятие, что такое Красная книга Казахстана и что заносится в Красную книгу. | 1 |
2 | Чтение экологической сказ-
ки «Родник».
|
Расширять знания детей о воде и водных ресурсах. Познакомить детей с различными природными явлениями и показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. Показать пользу воды для природы и человека. Развивать логическое мышление, умение точно отвечать на вопросы, расширять словарный запас. Формировать навыки правильного поведения человека в природе и воспитывать к ней бережное отношение. |
1 |
3 | «Здравствуй, Наурыз»
Традиции и фольклор. |
Обобщить знания детей о традициях празднования Наурыза. Закрепить умение рассказывать о праздновании Наурыза , делиться впечатлениями из личного опыта. Формировать выразительность речевых высказываний. Развивать разговорную речь, внимание, память. Воспитывать интерес и уважение к традициям. | 1 |
4 | «Согрею шар земной – своею маленькой рукой»
|
Учить создавать экологические плакаты своими руками, работать небольшими группами, распределив обязанности. Закреплять умения вырезать, приклеивать готовые детали. Развивать диалогическую речь, творческие способности, расширять словарный запас.
Воспитывать в детях желание охранять и защищать нашу планету.Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
|
1 |
Апрель – сәуір (көкек)
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1. | «Путешествие в королевство природы Казахстана»
|
Закрепить знания детей о природе родного края, формировать представ-
ление о том, что в лесу живут разные звери и что зима- трудное время года для всех, что звери по-разному приспосабливаются к жизни в это время; формировать представление о роли человека в жизни животных зимой; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
|
1 |
2 | Чтение экологической сказки: «Маленький росточек».
|
Формировать интерес к окружающему миру и его целостное восприятие. Обогащать речь детей, формировать речевые навыки. Развивать эмоциональное восприятие произведения, умение вести наблюдение за растениями. Уметь действовать в соответствии с правилами.
Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.
|
1 |
3 | «Мир комнатных растений, огород на окошке»
|
Обучение умению узнавать и называть виды комнатных растений. Развитие интереса к опытно-экспериментальной работе, умения сравнивать объекты. Воспитание доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе. Систематизация представлений о выращивании растений в комнатных условиях. Развитие представлений детей через организацию элементарной самостоятельной экспериментальной деятельности. Воспитание экологического мышления в процессе наблюдений. | 1 |
4 | «Экологическая пирамида».
|
Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Совершенствовать экологические знания. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
|
1 |
Май – мамыр
№ | Сабақтын тақырыбы
Тема ОУД |
Мақсаты
Цель |
Кол-во часов |
1 | «Пусть всегда будет солнце» | Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе. Называть приметы весны, отгадывать загадки. Воспитывать желание много знать, делиться своими знаниями с другими. Внимательно слушать рассказ воспитателя. Развивать умение сравнивать и различать периоды весны. Развивать связную речь
|
1 |
2 | «Весеннее пробуждение природы, удивительный мир насекомых» | Расширение навыков наблюдения за явлениями природы в весеннее время. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения. Воспитание чувства доброжелательного и позитивного отношения к природе. Обучение умению различать и называть птиц. Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Формирование представления о некоторых насекомых (бабочка, муха, жук, божья коровка, муравей, стрекоза). Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения. Воспитание интереса к живой природе. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание желания заботиться о птицах; активизация познавательного интереса. | 1 |
3. | «Экологическая тропа».
|
Закреплять знания детей о лекарственных растениях. Учить распознавать и называть лекарственные растения, деревья по листьям, цветам и плодам. Учить видеть красоту леса и радоваться ею. Расширять представления об охране природы, закреплять правила поведения в природе. Учить передавать в рисунке впечатления от окружающего, использовать элементы аппликации. Развивать образное восприятие, воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
|
1 |
4 | «Весенние цветы – первоцветы»
|
Ознакомление детей с сезонными изменениями весной. Развитие представлений о первоцветах. Воспитание любви к природе родного края. Ознакомление детей с сезонными изменениями весной; формирование представлений об особенностях цветения деревьев. Развитие представлений детей через организацию элементарной самостоятельной экспериментальной деятельности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, желания трудиться вместе. | 1 |
Всего: | 36 |
Список литературы
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 года № 1118.
- Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденная Указом Президента РК от 1 марта 2016 года.
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 – III (с изменениями и дополнениями от 24.11.2015г.).
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение, ГОСО РК – 2016г. (http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1200001080).
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: «Детство – Пресс», 2010 – 496 с.
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
- Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160 с.
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей. Книголюб, 2003 – 104 с.