Проект «Родной край»

Автор: Исмагулова Майя Муслимовна

г. Караганда,  Коммунальное государственное казенное предприятие

КГКП я/с №12 «Ертегі »,  старшая группа № 4 «Куаныш»

Сроки реализации:

2017-2018 учебный год.

Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о родном крае.

Вид проекта: информационно – творческий, познавательный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Гипотеза:

Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить ценностно-смысловую сферу личности дошкольника, их осведомлённость в этой области, что будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма, духовной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Цель проекта:

Воспитание ценностно-смысловой сферы личности дошкольника на основе воспитания духовной культуры детей, привития любви к родному краю, формирования познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Задачи проекта:

  • Развивать интерес к природе Казахстана;
  • Воспитывать культуру детей к окружающему миру;
  • Привить любовь к родному краю;
  • Сформировать познавательный интерес и экологическое сознание к природе родного края;
  • Воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • Развивать художественное творчество детей;
  • Осуществлять нравственное, патриотическое, социальное, коммуникативное и эстетическое развитие личности ребенка;
  • Развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи;
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство ответственности и гордости за свой край;
  • Продолжить оснащение «Уголка природы родного края» дидактическими играми, наглядным материалом;
  • Организовать художественно-продуктивную и творческую деятельность.

Ожидаемый результат:

  • Осознание детьми и взрослыми значимости изучения природы родного края, природы Казахстана;
  • Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
  • Полноправное участие родителей в комплексе мероприятий;
  • Создание «Уголка природы родного края»;
  • Приобретение детьми знаний о природе родного края;
  • Начальные предпосылки экологического сознания;
  • Проявления у детей бережного отношения к природе;
  • Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;
  • Оснащение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов по данной теме.

Этапы работы:

 I. Информационно-накопительный:

  • На подготовительном этапе:
  • Изучение педагогической и краеведческой литературы по данной теме;
  • Определение направлений по работе с детьми и родителями;
  • Подбор наглядного демонстрационного материала;
  • Подбор детской художественной литературы, загадок, фольклора о родном крае;
  • Подбор подвижных игр по данной тематике;
  • Составление плана экскурсий в пределах города;
  • Изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

  • Проведение цикла познавательных занятий, по тематическому плану вариативной части программы;
  • Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Казахстана”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы нашего края»;
  • Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»;
  • Оформление дидактических игр по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»;
  • Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями);
  • Лепка «Животные и птицы»;
  • Экскурсии и фото экскурсии по городу;
  • Разучивание стихов песен о Казахстане;
  • Оформление музыкального уголка в традициях казахского народа;
  • Оформление стенда «Наш край»;
  • Изготовление макета Караганда угольная.

III. Презентационно — завершающий

  • Открытое занятие «Моя Родина – Казахстан!»;
  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

  • Подведение итогов.
    Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
    Необходимые условия реализации проекта:
    интерес детей и родителей;
    2.методические разработки,
    3.интеграция со специалистами детского сада.

Обеспечение проектной деятельности:

  1. Интернет – ресурсы;
  2. Типовая Программа воспитания и обучения дошкольников 2016г.;
  3. Подбор литературы;
  4. Подбор произведений казахского народного творчества;
  5. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
  6. Подготовка разного вида бросового материала;
  7. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры;
  8. Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок;
  9. Посещение музея;
  10. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Реализация проекта

Тематическое планирование вариативного компонента

типового учебного плана на тему «Родной край»

 для старшей группы № 4 «Куаныш» на 2017-2018 учебный год

 

Сентябрь — қыркүйек

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1 «Природа вокруг нас»

.

 

 

Расширение знаний об объектах живой и неживой природы. Развитие зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, внимания. Воспитание интереса к окружающему миру 1
2 «Прощай лето» Дать  детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам.  Последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки, листья деревьев. Называть деревья растущие на участке. Учить приклеивать листья в нужном порядке, пользоваться кисточкой и клейстером. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное.

 

1
3 «К нам осень пришла!»

 

 

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, временах года. Обучение наблюдению за состоянием погоды в природе и умению отмечать результаты наблюдений в календаре природы. Развитие представлений детей через организацию элементарной самостоятельной экспериментальной деятельности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам. 1
4 «Осень наступила» Формировать представление о времени года «Осень», воспитывать бережное отношение к природе, развивать творческие способности детей.

 

1

Октябрь — қазан

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1 «Осенний букет» Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; Активизировать глагольный словарь по данной теме. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать учить согласовывать движения с речью. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения. 1
2 «Богатый урожай»

 

 

 

Расширение представлений об овощах и фруктах. Формирование желания выращивать огородные растения, ухаживать за ними. Развитие интереса к опытно-экспериментальной работе, умения сравнивать объекты. Воспитание бережного отношения к природе 1
3 «Как хлеб к нам на стол пришёл»

 

Формирование у детей представлений о выращивании зерновых культур, обогащение знаний о хлебе и его изготовлении. Развитие любознательность детей, стремления к исследовательской деятельности. Воспитание уважения к труду взрослых. 1
4 «Семь Я» «Моя семья»  — дети называют имена близких людей (мама, папа, бабушка, сестренка…) Дать детям представление о том, что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Художественная литература и поэзия о семье. «Какого роду, племени?» Пословицы о семье, рассказы, стихи. Беседы с детьми «Для чего человеку нужно знать своё прошлое?» (имеется в виду свой род – бабушек, дедушек, родственников и т.д.) –Работа с родителями :  вместе с ребенком сделать рисунок – дерево рода. Познакомить детей с родословной своей семьи.

 

1

 

Ноябрь — қараша

 

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1 «Золотая осень»

 

Формирование навыков наблюдения за явлениями природы (листопад) в осеннее время; умения отмечать результаты наблюдений в календаре природы. Развитие познавательного интереса к явлениям природы. Воспитание дружеских взаимоотношений, бережного отношения к природе. 1
2. «Пернатые друзья»

 

Формирование обобщённых представлений о зимующих и перелётных птицах. Расширение представлений о строении птиц. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание гуманного отношения к птицам. 1
3  «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

 

Познакомить детей со свойствами воды, эксперименты с водой, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода. 1
4 «Воздух и его свойства»

 

Продолжать формирование причинно-следственных связей.

Дать представление о воздухе, как газообразном веществе.

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Продолжать знакомить детей с органами дыхания.

Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Расширять и активизировать словарь.

Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

 

1

 

 

 

Декабрь – желтоқсан

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1. «Мой Казахстан» Продолжать знакомить детей с факторами, мешающими жизни природы, вредящими ей. Продолжить знакомить с четырьмя природными зонами РК (лес, степь, горы, пустыня), с животными и растениями этих зон. Учить находить лишний в ряду предметов, обосновывать свой выбор. Закреплять название  диких животных на казахском языке. Учить изготавливать поделки из бросового материала при помощи родителей.

Развивать связную речь, мышление, воображение детей.

Воспитывать любовь к природе своей родине — РК.

1
2 «Зима в нашем краю»

 

Формирование навыков наблюдения за явлениями природы в зимнее время. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой родного края. 1
3 «Новый год»  Уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции.
План работы:
1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в Казахстане.
2. Чтение сказки « В гостях у лесной красавицы».
3. Составление творческих рассказов на тему «Новый год».
4. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы.
5. Новогодний утренник.
1
4 «Зимующие птицы»

 

 

Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Закрепить понятие «зимующие» птицы. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Учить выслушивать ответы товарищей. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

 

Январь – қаңтар

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1 «Мир природы» 1. Формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам.
2. Уточнить представления детей о характерных особенностях каждого сезона.
3. Формирование представлений о закономерной повторяемости изменений в жизни природы, от сезона к сезону.
2 «Наши меньшие друзья»

 

 

Формировать элементарные представления о домашних и диких животных. Воспитание заботливого отношения к животным. Развитие умения ухаживать за домашними питомцами; интереса к опытно-экспериментальной работе, умения сравнивать объекты. Расширение представлений детей о внешнем виде и образе жизни диких животных зимой. Формирование интереса к живой природе, инициативы, ответственности. Развитие зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, внимания. Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников и бережное отношение к животным. 1
3  «На ферме»

 

 

Программное содержание: знакомить детей с профессиями людей сельского хозяйства, с тем, как устроена ферма. Формировать представления детей о том, как называются домики для животных, люди каких профессий в них работают. Учить составлять рассказы, используя  мнемотаблицы. Познакомить с работой мельницы, пасеки, гаражного хозяйства. Учить использовать бросовый материал для строительства фермы. Учить составлять сложные предложения, закреплять названия домашних животных и цвета.

Развивать речь, логическое мышление, творческие способности, расширять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук при закрашивании, использовать в речи слова на казахском языке.

Воспитывать желание узнать, как можно больше о домашних животных, заботиться о них, добиваться положительного результата.

 

4 «Обитатели скотного двора»

 

Формирование понимания того, что все животные живые и им, как и всему живому, необходимы определённые условия для роста.  Расширение представлений о домашних животных Казахстана, особенностях содержания домашних животных, образа жизни. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание бережного отношения к животным, желания помогать другим, любовь к природе родного края. 1

Февраль – ақпан

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1 «Мир вокруг нас» Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух, любовь и бережное отношение к окружающим. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира, закрепить правила ухода за ними; показать Землю как общий дом для всех людей, вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

 

1
2 «Обитатели уголка природы»

 

Обучение умению наблюдать за обитателями уголка природы, проявлению заботы об обитателях уголка природы.   Совершенствование навыков приобщения детей к уходу за растениями в уголке природы. Развитие зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, внимания. Воспитание трудолюбия и заботливого отношения к объектам живой природы. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. 1
3 «Как нужно ухаживать за животными?»

 

Совершенствование навыков приобщения детей к уходу за живыми объектами в уголке природы. Формирование навыков посильного труда. Развитие элементарных естественнонаучных представлений. Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников и бережное отношение к животным.

 

1
4 «Путешествие в Электроград». Воспитывать  бережное и  осторожное  обращение  с  электроприборами.

Дать понятия по теме «Электробытовые приборы». Развивать образное мышление.

Развивать диалогическую речь. Развивать пространственные представления.

Развивать  мелкую моторику рук.

1

 

Март- наурыз

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1 «Красная книга Казахстана»

 

Формирование представлений о бесценности природы: растительного и животного миров. Развитие у детей памяти, логического мышления и творческого воображения. Воспитание добрых чувств, любопытства, любознательности, эстетического восприятия, переживания, связанного с красотой окружающего мира и бережным отношением к нему. Дать понятие, что такое Красная книга Казахстана и что заносится  в Красную книгу. 1
2 Чтение экологической сказ-

ки «Родник».

 

 

Расширять знания детей о воде и водных ресурсах. Познакомить детей с различными природными явлениями и показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. Показать пользу воды для природы и человека.

Развивать логическое мышление, умение точно отвечать на вопросы, расширять словарный запас.

Формировать навыки правильного поведения человека в природе и воспитывать к ней бережное отношение.

1
3 «Здравствуй, Наурыз»

Традиции и фольклор.

Обобщить знания детей о традициях празднования Наурыза. Закрепить умение рассказывать о праздновании Наурыза , делиться впечатлениями из личного опыта. Формировать выразительность  речевых высказываний. Развивать разговорную речь, внимание, память. Воспитывать интерес и уважение к традициям. 1
4 «Согрею шар земной —  своею маленькой рукой»

 

Учить создавать экологические плакаты своими руками, работать небольшими группами, распределив обязанности. Закреплять умения вырезать, приклеивать готовые детали. Развивать диалогическую речь, творческие способности, расширять словарный запас.

Воспитывать в детях желание охранять и защищать нашу планету.Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

 

1

Апрель — сәуір (көкек)

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1. «Путешествие в королевство природы Казахстана»

 

Закрепить знания детей о природе родного края, формировать представ-

ление о том, что в лесу живут разные звери и что зима- трудное время года для

всех,  что звери по-разному приспосабливаются к жизни в это время;

формировать представление о роли человека в жизни животных зимой; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

 

1
2 Чтение экологической сказки:  «Маленький росточек».

 

Формировать интерес к окружающему миру и его целостное восприятие. Обогащать речь детей, формировать речевые навыки. Развивать эмоциональное восприятие произведения, умение вести наблюдение за растениями. Уметь действовать в соответствии с правилами.

Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

 

1
3 «Мир комнатных растений, огород на окошке»

 

 

Обучение умению узнавать и называть виды комнатных растений. Развитие интереса к опытно-экспериментальной работе, умения сравнивать объекты. Воспитание доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе. Систематизация представлений о выращивании растений в комнатных условиях. Развитие представлений детей через организацию элементарной самостоятельной экспериментальной деятельности. Воспитание экологического мышления в процессе наблюдений. 1
4 «Экологическая  пирамида».

 

Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Совершенствовать  экологические  знания. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

 

1

 

Май — мамыр

Сабақтын тақырыбы

Тема ОУД

Мақсаты

Цель

Кол-во часов
1 «Пусть всегда будет солнце» Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе. Называть приметы весны, отгадывать загадки. Воспитывать желание много знать, делиться своими знаниями с другими. Внимательно слушать рассказ воспитателя. Развивать умение сравнивать и различать периоды весны. Развивать связную речь

 

 

1
2 «Весеннее пробуждение природы, удивительный мир насекомых» Расширение навыков наблюдения за явлениями природы в весеннее время. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения. Воспитание чувства доброжелательного и позитивного отношения к природе. Обучение умению различать и называть птиц. Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Формирование представления о некоторых насекомых (бабочка, муха, жук, божья коровка, муравей, стрекоза). Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения. Воспитание интереса к живой природе. Развитие навыков познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание желания заботиться о птицах; активизация познавательного интереса. 1
3. «Экологическая тропа».

 

Закреплять знания детей о лекарственных растениях. Учить распознавать и называть лекарственные растения, деревья по листьям, цветам и плодам. Учить видеть красоту леса и радоваться ею. Расширять представления об охране природы, закреплять правила поведения в природе. Учить передавать в рисунке впечатления от окружающего, использовать элементы  аппликации. Развивать образное восприятие, воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

 

 

1
4 «Весенние цветы – первоцветы»

 

Ознакомление детей с сезонными изменениями весной. Развитие представлений о первоцветах. Воспитание любви к природе родного края. Ознакомление детей с сезонными изменениями весной; формирование представлений об особенностях цветения деревьев. Развитие представлений детей через организацию элементарной самостоятельной экспериментальной деятельности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, желания трудиться вместе. 1
  Всего: 36

 

Список литературы

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 года № 1118.
  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденная Указом Президента РК от 1 марта 2016 года.
  3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 – III (с изменениями и дополнениями от 24.11.2015г.).
  4. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение, ГОСО РК – 2016г. (http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1200001080).
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.:  «Детство — Пресс», 2010 — 496 с.
  6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду — Волгоград: Учитель, 2011. — 232 с.
  7. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 160 с.
  8. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. — М.: Прометей. Книголюб, 2003 — 104 с.