Развитие профессионального потенциала молодого педагога – хореографа

Ногайбаева Анжелика Ахметқызы

Преподаватель

КГКП «Детская музыкальная школа» Отдела образования по Зайсанскому району Управления образования ВКО

В настоящее время к организациям обучения и воспитания предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущее поколение полноценным и всесторонне развитым. Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в сфере досуга.

Главная задача хореографического образования детей школьного возраста – приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

Профессия «хореограф» подразделяется на ряд специальностей, и одна из них очень важная – педагог. Никакая, даже самая совершенная методическая литература, методическая разработка не сможет заменить собой опыта, знаний, мастерства и таланта педагога. Поэтому только неустанный творческий труд, целенаправленность учебных, воспитательных и художественных задач могут принести педагогу и его ученикам желаемый результат. Каждому преподавателю, прежде всего, необходимо продумать весь учебный процесс по предмету, осмыслить программу. Необходимо постоянно искать новые средства к достижению поставленных учебных и художественных задач.

Методические рекомендации для молодых специалистов, которые помогут начинающему педагогу осмыслить специфические особенности этой профессии:

  1. отлично знать школу предмета будь – то классика, народный или
    бальный танец, её направления и приёмы работы;
  2. уметь планировать свою работу;
  3. любить и уважать своих учеников, но быть к ним предельно
    требовательным;
  4. развивать интерес учеников к своему предмету;
  5. научиться владеть вниманием учащихся на протяжении всего урока;
  6. воспитывать у учащихся чувство самоконтроля через физические
    ощущения и образные сравнения, научить их владеть мышцами
    своего тела;
  7. научить учащихся понимать общий характер и структуру
    музыкального сопровождения;
  8. научить учащихся видеть свои ошибки и исправлять их;
  9. в процессе учёбы учащийся формируется как личность, поэтому
    необходим дифференцированный подход к каждому, с учетом
    индивидуальных возможностей;
  10. научить учащихся сознательному подходу к танцу, чтобы они умели не просто грамотно исполнить «па», но и знали его значение, умели объяснить правила исполнения;
  11. навыки методического самоанализа – обязательное условие в работе преподавателя.

Исполнительский опыт и талант исключительно нужны в работе начинающего педагога, т.к. природа танца, его техника познаётся через исполнительскую практику, но освоить специальность преподавателя, овладеть её подлинным мастерством без вышеуказанного, на наш взгляд, невозможно. Некоторые начинающие преподаватели осваиваются довольно быстро, другие адаптируются постепенно, это зависит от множества причин. Одна из них – частые смены одной группы на другую. Они вредно отражаются на работе начинающего преподавателя и, следовательно, – на успеваемости учащихся.

Воспитание начинающего преподавателя – дело тонкое и сложное требующее от руководителя учебного заведения и коллег большого внимания, заботы, терпения и выдержки. При распределении предметов хореографического цикла необходимо учитывать склонности и желания молодого преподавателя, дать ему возможность специализироваться на желаемом предмете. Опыт и практика подтверждают, что редко встречаются преподаватели, которые могут одинаково хорошо вести занятия по всем предмета хореографического цикла. Поручить какой-либо предмет и группу начинающему преподавателю – значит помогать ему постоянно и, конечно же, квалифицированно. Иначе хороший выпускник института, отличный исполнитель не сможет стать мастером своей специальности.

В работе преподавателя большое значение имеет правильное планирование уроков. Каждый урок должен опираться на закономерности его развития и строиться по принципу «от простого к сложному». Качество подготовки учащихся, а также выполнение календарного плана во многом зависит не только от опыта, знаний и одарённости преподавателя, но и от степени его подготовленности к уроку. Каждый урок начинается с повторения пройденного, чтобы сохранять и совершенствовать накопленные знания и навыки, далее изучается новый материал, намеченный в плане. Тем не менее, подготовка к уроку в каждом отдельно случае должна меняться в зависимости от учебных задач. Начинающему преподавателю рекомендуется составлять план урока, фиксируя в нём наиболее сложные учебные понятия. В дальнейшем подготовленный урок можно не записывать, но тщательно продумывать его содержание и форму. Однако зафиксированный план не должен сковывать творческую мысль преподавателя. Начинающий преподаватель должен знать, что даже отлично составленная программа или план – далеко не всё, необходимо овладеть методами её выполнения. Программа предмета, календарный план и хорошо приготовленные уроки – это только руководство к действию. Чтобы стать хорошим преподавателем, надо не только знать предмет, но и уметь преподать его. Ведь мастерство преподавателя вырабатывается медленно, годами, при условии самоусовершенствования, упорного труда, критического отношения к своей работе и высокой требовательности к ученикам.

Начинающий преподаватель обычно затрудняется составлять комбинированные задания. Такая неуверенность возникает от недостатка опыта, поэтому вначале можно пользоваться теми примерами, которыми он сам пользовался во время учёбы, а также уроками опытных преподавателей, как учебным материалом. В тоже время надо помнить, что даже самый совершенный списанный урок не заменит живого творчества педагога. Кроме того, записанные комбинации не всегда могут подойти к той группе учащихся, где работает педагог. Постоянно пользоваться чужими примерами – значит отказаться от собственного направления. Собственный «почерк» имеет большое значение, поэтому не только начинающий, но и опытный педагог должны неустанно совершенствовать свой «почерк», стремится к многообразию.

Правильное построение урока должно подчиняться следующим условиям:

  1. последовательной расстановке движений в различных частях
    урока;
  2. соразмерной длительности отдельных частей урока;
  3. темпоритму урока;
  4. правильному составлению комбинированных заданий.

Все 4 условия взаимосвязаны и требуют строго пропорционального соотношения.

Большую роль и значение для успешной работы преподавателя имеют содержание, характер и форма замечаний на уроке. Замечания могут относиться ко всей группе или отдельно к ученику. Полезно делать замечания профилактического характера. Есть замечания попутные, которые можно делать во время исполнения. В том случае, когда исполнение не вызывает серьёзных замечаний, педагогу следует отметить это, как достижение, не допуская, однако, самоуспокоенности учащихся. Учащиеся должны чувствовать, что за каждым из них ведётся наблюдение, допущенные ошибки не ускользают от внимания преподавателя. Начинающему преподавателю необходимо развивать в себе эту способность. Преподавателю-хореографу лучше всего находиться в центре у зеркала, откуда возможно наблюдать за работой всех учащихся.

Нельзя всё смешивать в одном замечании, необходимо чётко разграничивать их содержание и придавать им соответствующий характер и форму изложения. Не рекомендуется делать многословные замечания в ущерб практической работе, а также долгие пространственные объяснения. Это, зачастую приводит к потере времени, ученики «остывают». Замечания должны излагаться так, чтобы ученики быстро и хорошо понимали, что от них требуется. Иногда ошибки исполнения повторяются, несмотря на то, что педагог неоднократно указывал на них. В этом случае неопытный педагог часто ищет оправдания, ссылаясь на отсутствие внимания учащихся. В этом случае необходимо помнить, что выполнения указаний или исправления ошибок необходимо добивать путём даже самой жёсткой требовательности. В противном случае, замечания преподавателя, перестанут достигать цели, учащиеся привыкнут к малой требовательности педагога, станут выполнять задания небрежно. Отношения между учеником и учителем должны быть уважительными. Строгость и взыскательность нужно проявлять таким образом, чтобы не травмировать психику ученика. Хотя молодому преподавателю всегда приятнее работать с прилежными, талантливыми учениками, практика подтверждает, что ученики «трудные» более полезны для роста его педагогического мастерства.

Бывает так, что начинающему преподавателю трудно проанализировать контрольный урок, зачёт или экзамен, показанный другим преподавателем. Участвуя в обсуждениях, необходимо быть последовательным и точным в своих высказываниях, не увлекаться излишними восторгами, т.к. они не приносят истиной пользы. Конечно, хорошую работу преподавателя следует воспринять с уважением и признательностью. Сначала можно определить, как выстроил урок коллега в целом, выполнил ли он намеченные задачи, выдержана ли структура урока. Далее нужно отметить работу учеников, просчёты, допущенные в исполнении, что хорошо или слабо отработано, отметить хорошие и плохие стороны по принципу «от общего к частному». Затем необходимо сказать о грамотности, музыкальности и эмоциональности исполнения; отметить, как выполнена программа предмета, воспитано ли трудолюбие учеников. В конце обсуждения (это можно и в начале) оценить работу преподавателя и концертмейстера, сделать это доброжелательно и, в тоже время, решительно. Такая схема выступления сможет помочь молодому преподавателю не только оценить работу коллеги, но и самому достаточно критично оценить свою работу.

После показа контрольного урока начинающий преподаватель должен научиться последовательно и кратко доложить членам комиссии, каким образом он работал с учениками, какие ставил перед собой задачи, каким был контакт с концертмейстером, какие были трудности в работе, как выполнена программа.

В ходе обсуждения молодой преподаватель должен понять (не обижаясь) полезность откровенной (доброжелательной) критики, даже если она огорчила его. Необходимо помнить, что самоуспокоенность ещё никому не приносила истинной пользы.

Некоторые хореографы утверждают, что научиться педагогическому мастерству невозможно, что с этим надо родиться. Конечно, талант необходим в каждой специальности хореографии, но к таланту необходимо приложить профессиональные знания, трудолюбие и подлинную культуру. Знание, умение, труд и талант – вот тот синтез, который необходим для становления в каждой специальности хореографии.