Мастер-класс для воспитателей «нетрадиционные приемы в развитии музыкальности детей»

Цыбарт Валентина Ивановна

Музыкальный руководитель

КГКП «Аманкарагайский ясли-сад «Бөбек» отдела образования Аулиекольского района» Управления образования акимата Костанайской области

Цель: Познакомить педагогов с авторской современно-образовательной технологией «Обучение детей игре на диатонических колокольчиках»

Пояснительная записка

   Игре на детских музыкальных инструментах в Детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. А диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический  слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до»1й октавы, до «до» 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Диатонические колокольчики формируют навыки вербального и невербального общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование, способствует ещё и развитию таких немало важных качеств как внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии, формирование творческого отношения к процессу обучению. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности  и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью, формируя дружелюбную атмосферу в группе.

Цветные партитуры для музыкальных занятий, предназначены для работы с группой детей из 8 человек. Для работы со всеми детьми, следует использовать несколько наборов диатонических колокольчиков, тогда один звук будут играть несколько детей. Цветная партитура является доступным и интересным способом знакомства детей с миром музыки и формирование художественного вкуса.

Руководство по работе с цветными партитурами и диатоническими колокольчиками:

  На партитурах нарисованы цветные ноты. Ноты  различного размера, что указывает на длительность. (Маленькая-восьмая, средняя-четверть, большая-половинная, а очень большая-целая).

Сейчас я вам раздам колокольчики в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.

Колокольчик нужно взять правой рукой зажав его в кулак за ручку и прижать его к плечу, это исходная позиция. Я показывает ноты с помощью указки. Дети  начинают играть  в тот момент, когда указка покажет ноту совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре  есть слова, то петь их следует  по такому же принципу.

Показ презентации «Цветные партитуры»

(Знакомство с цветными партитурами)

Партитуры делятся на подвиды. Одни предназначены для упражнений-сегодня мы поработаем с партитурой «Весёлые нотки». Другие концертные (с этими номерами дети выступают на праздниках)-сегодня я выбрала партитуру «Выпускной вальс». И партитуры для игр-сегодня мы поиграем в игру «Зоркий глаз»-для неё я выбрала партитуру «Лесенка-чудесенка»

Эта система обучения  рекомендована для детей старших возрастных групп. Работа проводится один раз в неделю в рамках НОД в разделе «Обучение игре на детских музыкальных инструментах». Она рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста.                      

На изучение одной партитуры отводится несколько занятий.

И так, начинаем знакомство с первой партитура «Весёлые нотки»

Партитуры: Весёлые нотки.

Цель упражнений:

Изучение нотной грамоты. С помощью данного упражнения развиваем у деток память, звуковысотность, активизируем тембровое восприятия и концентрирацию внимание.  Так же повторяем цвета, так как нотки цветные.

Руководство к упражнению:

Сначала следует проговорить название нот вслух, затем сыграть партитуру «a capella» чётко проговаривая название нот. (При этом  следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.)

Далее соединяем оркестр с аккомпанементом, чётко пропевая названия нот. Когда дети будут уверенно знать партитуру, можно детей делить на группы, усложняя задачу.  (Девочки играют, мальчики поют, и наоборот)

«Исполнение партитуры «Весёлые нотки»

Теперь приступим к разучиванию партитуры «Выпускной вальс».

Партитура: Выпускной вальс.

Эта партитура служит аккомпанементом к песне Татьяны Петровой Выпускной вальс.

Цель упражнения:

Развитие музыкальности у детей, памяти и внимания, способности чувствовать партнёров по игре. А так же прививает детям умения играть в ансамбле.

Руководство к упражнению:

Сначала следует послушать песню. Затем побеседовать о содержании музыкального произведения.

Разучивание начитаем с мелодии (с проработки длительностей, обязательно пропеть ритмический рисунок вместе с юными музыкантами, на слог «ти»-восьмые, на слог «та»-четверти, половинные и целые.)  Затем отрабатываем отдельно поставленные ноты по партиям «a capella», в медленном темпе.

Далее соединяем всю оркестровую группу с песней, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания-так как оркестр играет роль аккомпанемента. Знакомим детей с термином «аккомпанемент».

Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания.  Работаем

над артистизмом.

«Исполнение партитуры Выпускной вальс»

Ну а сейчас пришло время и поиграть.

Музыкальная игра Зоркий глаз

 Для этой игры  подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот.

Цель игры:

Формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Улучшение согласованности между процессом слушания и зрительной координации движения руки, в которой находится колокольчик. Активизирует у детей самоконтроль и веру в свои силы.

Руководство к игре:

Диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем нужно объяснить правила игры.

Я показывает цветные ноты в любом порядке, при этом длительность нотки не важна. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и держать её до тех пор, пока указка не перейдёт на другую ноту. При этом следим за тем, чтобы после игры своего звука, дети быстро убирали колокольчик в исходную позицию (прислонив его к плечу)

На протяжении всей игры, темп меняется по моему желанию несколько раз. Выбывает из игры тот, кто не успел сыграть свою нотку или вступил на чужую. Те дети которые выбывают из игры, ставят колокольчик в исходную позицию. Игра продолжается до последнего игрока.

Заключение

С помощью диатонических колокольчиков, дети стали чище интонировать, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения.    Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят стало самым любимым делом. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!!!

Скачать материал полностью