Нетрадиционные приемы на развитие звукового анализа и синтеза

Амержанова Алма Нуржановна

Учитель-логопед

КГКП «№25 сәбилер бақшасы» отдела образования акимата города Экибастуза, управления Павлодарской области

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они со-ставили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: – Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

Что же влияет на нарушение умения различать речевые звуки? Ответ прост – фонематический слух. Развитие звукового анализа и синтеза влияет на развитие фонематического слуха.

Именно развитие звукового анализа и синтеза дает детям умения различать звуки, таким образом у детей с дефектом смягчения звуков восстановится фонематический слух. У малыша с нарушением слоговой структуры слова начнет улучшаться речь.

Предлагаю вам иллюстрации с приёмами развития анализа и синтеза, которые  я использую в своей логопедической работе. 

Скачать материал полностью (с иллюстрациями)