Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников

Горбенко Наталья Николаевна

Учитель начальных классов, педагог – эксперт

КГУ «Крыловская общеобразовательная школа отдела образования Сарыкольского района» Управления образования акимата Костанайской области

«Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников», я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения. Суть их заключается в переходе от знаний к деятельности, ставящей во главе угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Актуальность и перспективность опыта

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно –  исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.

Концептуальность

Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Наличие теоретической базы опыта

УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в его целостности.

Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектно-исследовательской деятельности. Данная  деятельность может выступать  как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Оптимальность и эффективность средств

Проектно – исследовательская  деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

– включение младшего школьника в проектно-исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

-значительную роль в организации проектно – исследовательской деятельности играют не только уровни, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

– формирующиеся в процессе данной деятельности исследовательские умения являются составной частью обще-учебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора. Обычно, в проектной работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.  1/3 – затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для проекта и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому проекту должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель проекта и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.  Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. Формулировка задач проекта – тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке ученики должны чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Оформленные результаты представляются участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научно-практическую конференцию. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной и исследовательской деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Источниками добываемой информации служат: книги; фильмы; беседы с взрослыми, наблюдения.

В 3 классе провожу пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений:

  • включаю задания, направленные на овладение обще-логических умений       (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут включаю на уроках математики, естествознании, русского языка.
  • кратковременные исследования-наблюдения с описанием (под руководством учителя).
  • урок-исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

Я даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по естествознанию: «Моя семья», «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?» и т. д.. Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.

Все проекты в 3 классе носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Во 3 же классе провожу работу по следующим направлениям: знакомство с теоретическими понятиями: информация, поиск, исследование и т. д.

Например, тема исследования «Моя школа».  Проблема: противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по этой теме. Цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами истории школы. Задачи исследования: найти информацию об истории школы, выяснить количество учеников, учителей, классов, кабинетов, изучить строение школы, ее окрестности и т.д. Методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, которые имеют право выбора наиболее интересной для них задачи.

В 3 классе работа осуществляется по направлениям:

  • продолжение знакомства с теорией исследования, методами исследований;
  • коллективные исследования на заданную тему;
  • самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, наблюдать, составлять доклады).

Так как это наши первые шаги в проектно-исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

В 3 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы, только уровень проведения исследовательской работы будет сложнее. Часто некоторые комнатные и декоративные цветы называют народными названиями и не знают, как же они правильно называются. Поэтому дети самостоятельно узнают из Интернета, энциклопедий, журналов и др. источников научные названия домашних декоративных и комнатных цветов. Выбранные по своему желанию растения фотографируют или срисовывают с натуры, могут составить текст – описание или придумать сказку (фантастическую историю) о выбранном растении, написать увлекательную статью (откуда привезли это растение, на кого или на что оно похоже, где и как используется, какая польза от него и т.д.). Работа большая, но интересная. Мои ученики оформили с помощью родителей презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представлялись достижения учеников, изготовили книжки – малышки, «раскладушки», оформили фото-стенд.

По темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Необходимо помнить: тема исследования должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее ее защиту. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик может получить совет для улучшения работы. В работе оцениваю познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структуру и логику работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления работы не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаю работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.

Так Талипов Салават выполнил исследовательскую работу «Мой дед – герой» (о своём дедушке) принял участие в районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов среди учащихся 5-7 классов «Зерде», занял 2 место.

Салават принял участие в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов среди учеников 1 – 7 классов «Зерде», который проходил в г. Костанае. Занял 3 место.

Исследовательская работа

Введение

Чтобы смело смотреть в будущее, надо хорошо знать свое прошлое. В школе мы изучаем прошлое нашей страны, всего мира, но приходит момент, и ты осознаешь, что прошлое твоей семьи, не менее значимое, а может быть и более важное для тебя, для твоего взросления, осознания, для чего ты живешь, что хочешь сделать, чего добиться в своей жизни.  

Что такое Родина, Отечество? С чего она начинается? Когда ты впервые почувствовал, что являешься её частичкой? Когда ты понял, что Родина – это то, без чего невозможно быть счастливым, что нужно тебе как воздух, ради чего и жизни не жалко? Такие простые и такие сложные вопросы … Где найти на них ответы? В былинах, в стихах, песнях, в учебнике истории? А может, и искать не надо?

Нет, надо! Потому что в этих ответах – ты, твой духовный мир, твои ценности, твоя жизнь. Потому что в поиске ответов ты сумеешь понять и оценить свою роль в истории пусть не большой Родины, но малой, где твой дом, твоя семья, твои друзья, твои корни…

Тема исследовательской работы «Мой дед – герой!». Я выбрал эту тему, во-первых, потому, что знание своих корней, знакомство с жизнеописаниями предков были и остаются важными составляющими человеческой жизни.

Целью моей работы является изучение основныхэтапов жизненного пути дедушки. Я хочу составить его жизнеописание, чтобы это осталось в памяти не только моей семьи, но и его земляков – жителей Златоустовского отделения бывшего Урицкого района.

Задачи исследования:

  • Собрать материал о жизни моего дедушки Талипова Баймурата Талиповича в годы Великой Отечественной войны;
  • исследовать материал, касающийся истории нашей семьи в годы Великой Отечественной войны;
  • исследовать и изучить данные о жизни дедушки в послевоенное время;
  • собрать фото и документальный материал по изучаемой теме;
  • сохранить память о Талипове Баймурате Талиповиче.

Я попытался многие исторические события XX века отследить на примере судьбы моего любимого дедушки, который был и будет для меня образцом порядочности, воспитанности, честности, трудолюбия.

Я считаю, что знать историю своей семьи необходимо и интересно. Кто они – наши предки, как жили, чем занимались, как ушли из жизни, совершали ли какие-нибудь благородные дела. Думаю, что жизнь наших предков оставляет отпечаток и на нашей жизни, жизни их последователей. Своих предков нужно знать и помнить.

Актуальность

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши деды и прадеды. Необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего. И это должен помнить каждый. Война отняла множество жизней, надежд, поломала судьбы людей и принесла лишь горе и слёзы. А ведь с каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от времён войны. Но время не имеет власти над народной памятью. И ещё многие поколения будут восхищаться героизмом людей, боровшихся с фашизмом. Мою семью война тоже не обошла стороной. Я задался целью узнать о жизни родственников в это страшное время и более подробно познакомиться с историей моей семьи. В своём небольшом исследовании я использовал воспоминания Талипова Сартая, моего отца. Его рассказы я сравнивал с историческими данными, которые находил в справочной литературе и публицистических изданиях. Также я использовал документы из семейного архива.

Надеюсь, что моя работа будет иметь практическую направленность и может быть использована на уроках истории при изучении событий Великой Отечественной войны.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.

Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать, как увековечена память героев войны.

Реализация проекта «Мой дед- герой!» позволяет прикоснуться к «живым» документам истории семьи, будит мысль, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. 

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории семьи в современном мире является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении этой темы.

Методы исследования: изучение архивных материалов и исторических документов, систематизация и обработка полученной информации, опрос, беседа.

Объект исследования: события из жизни ветерана труда ВОВ Талипова Баймурата Талиповича.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в проектно- исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое. Результаты моей педагогической работы по обсуждаемой проблеме уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной библиотеки. Они могут самостоятельно найти любую информацию для уроков, классных часов, праздников, конкурсов. Дети участвуют во многих школьных и городских конкурсах. Планирую продолжать начатую работу, буду стараться искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе.

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.