Аудит. Планирование аудиторской проверки

Аубакир Л.В.

КарГТУ

Тема 10 Планирование аудиторской проверки

1   Этапы и принципы планирования.

2 Предварительное знакомство аудитора с клиентом, (предварительное планирование)

3 Внутрифирменный стандарт (бланк) предварительного планирования и характеристика его разделов: данные о хозяйствующем субъекте и его руководстве, общая информация о хозяйствующем  субъекте.

4 Общие требования к подготовке плана и программы аудита.

5 Формирование тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу.

 

Содержание лекции:

  1. Этапы и принципы планирования.

Планирование – это разработка стратегии и подхода к ожидаемому характеру, срокам и объему аудита.

Планирование – процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять аудит и одновременно уменьшать риск необнаруженных существующих ошибок в финансовой отчетности клиента.

Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:

  • это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента;
  • поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит;
  • позволит избежать недоразумений с клиентом.

Руководством по планированию аудита является МСА 300 «Планирование».

1) Получение достаточного количества  свидетельств весьма важно для аудиторской фирмы, если она хочет свести к минимуму правовые обязательства и сохранить хорошую репутацию среди представителей своей профессии.

2) Сохранение затрат в рамках разумного помогает фирме сохранять конкурентоспособность и не терять своих клиентов при условии, что фирма зарекомендовала себя  высоким качеством исполнения своих обязанностей.

3) избегать недоразумений с клиентом важно потому что это обеспечивает хорошие взаимоотношения с ним, а также способствует качественному выполнению работ по взаимоприемлемой стоимости.

При планировании важно обозначить цели аудита, так как сразу ознакомит клиента с тем,  зачем аудитор пришел и какую пользу может принести проводимая проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудит ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накопление компрометирующего материала, а выявление недочетов в бухгалтерской или вообще экономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущению их в дальнейшем.

Для эффективного планирования аудита до написания письма-соглашения и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством организации основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Планирование аудиторской проверки производится в три этапа:

1-ый этап – аудитор проводит предварительное планирование, которое производится на стадии выбора клиента. По результатам этой работы аудиторская фирма вообще может отказаться от проведения аудита, если обнаружится высокий уровень неотъемлемого риска.

2-ой этап – разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудиторской проверки.

3-ий этап – составляется аудиторская программа, определяющая объем, виды, последовательность осуществления аудиторских процедур.

  1. Предварительное знакомство аудитора с клиентом, (предварительное планирование).

Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы и часто в офисе клиента. При предварительном планировании аудиторская фирма осуществляет принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей и составление письменного соглашения.

То есть  задачи планирования аудита:

– установление этапов и сроков работы с клиентом;

– определение затрат;

– рациональное использование рабочего времени специалиста;

– подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;

– определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;

– распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;

– создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;

– обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Предварительное планирование включает в себя:

А) сбор общих сведений;

Б) сбор информации о правовых обязанностях клиента;

В) оценка существенности аудиторского риска;

Г) ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля.

Прежде чем принять предложение нового клиент, большая часть аудиторских фирм собирает сведения о данной компании, чтобы определить, приемлемо ли ее предложение.

Учитывая ответственность принимаемых на основе предварительного планирования решений, документирование результатов этого этапа необходимо.

Процесс планирования достаточно трудоемок: разработка общего плана аудита и составление аудиторской программы могут занимать до 1/3 времени, затраченного на проведение всего аудита. Поэтому время на его проведение должно предусматриваться бюджетом работ и оплачиваться клиентом.

При планировании должны быть соблюдены его общие принципы: комплектность, непрерывность, оптимальность.

Принцип комплектности предполагает обеспечение взаимной увязки и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования со сроками. Это бывает достаточно сложно сделать, если проверяется организация, имеющая филиалы, представительства, дочерние организации.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской фирме следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской фирмой.

3.Внутрифирменный стандарт (бланк) предварительного планирования и характеристика его разделов: данные о хозяйствующем субъекте и его руководстве, общая информация о хозяйствующем  субъекте.

Общий план является руководством для аудиторской группы в осуществлении программы аудита.

После этого аудитору следует описать особенности бизнеса данного клиента, начав с формы и структуры собственности, составив список крупнейших учредителей, а также филиалов, дочерних, зависимых предприятий и других объектов возможного инвестирования. Далее описывается структура управления, с представлением схемы управления, данные о функциях руководящих, исполнительных и контрольных органов.

Описание системы бухгалтерского учета должно включать схему документооборота

Состав бухгалтерии с указанием профессиональной квалификации всех ее сотрудников, распределение обязанностей и ответственности между ними, форму бухгалтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием бухгалтерской программы.

В описании системы внутреннего контроля необходимо указать наличие контролирующего органа (ревизионной комиссии, службы внутреннего контроля) и его функции, обязанности руководства предприятия по обеспечению контроля (ведение учета в соответствии с действующим законодательством, включая проведение инвентаризации, создание системы материальной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, ведение делопроизводства, включая кадровый учет)

От организации и состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля зависит аудиторский риск, объем проверки (вид, объем и последовательность применения аудиторских процедур), стоимость проверки.

В ходе предварительного планирования чаще всего используются аудиторские процедуры: наблюдение, осмотр, опрос, просмотр документов, аналитические процедуры.

Письмо-обязательство и договор на проведение аудита.

Аудитор и клиент должны согласовать условия обязательств в форме договора (письма-соглашения или письма-обязательства), которому должно предшествовать официальное предложение клиенту (оферта). При составлении договора в нем должны быть предусмотрены предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. При этом условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона «Об аудиторской деятельности».

Составление письменного обязательства.

Клиент и аудиторская фирма должны однозначно понимать условия договора о проведении аудита. Чтобы свести к минимуму недоразумения  эти условия надлежит зафиксировать в письменном виде при помощи письменного обязательства-соглашения между аудиторской фирмой и клиентом о проведении аудита  и оказании связанных с ним услуг.

Информация, содержащаяся в письменном обязательстве важна для планирования аудита главным образом потому, что она обуславливает сроки проведения тестов и общее количество времени на осуществление аудита и оказания других услуг.

Форма и содержание писем-соглашений могут быть различными в зависимости от запросов клиентов, но они всегда должны включать в себя ссылку на следующее:

– цель аудита финансовой отчетности;

– ответственность руководства за достоверность представляемых данных;

– масштаб аудита, в том числе ссылка на действующее законодательство, положения или инструкции уполномоченных органов, которых придерживается аудитор;

– вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности;

– обеспечение свободного доступа ко всем записям, документации и любой другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом;

– соглашения, касающиеся планирования аудита;

– просьбу о предоставлении ему необходимой письменной информации;

– условия оплаты и начисление гонорара;

– соглашения, касающиеся участия в проверке внутренних аудиторов или персонала предприятия;

– предложение о дальнейшем развитии договорных отношений аудитора и клиента.

  1. Подготовка общего плана аудита.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, а также организации желающие проверить достоверность финансовой отчетности по собственной инициативе, должны известить аудиторскую фирму, избран­ную ими, о желании воспользоваться ее услугами в форме письма. Такое официальное предложение называется офертой. Оферта должна со­держать существенные условия договора. Оферта связывает направив­шую ее организацию с аудиторской фирмой с момента ее получения адресатом.

Если потенциальный клиент в самый последний момент передумал заключать договор на аудиторскую проверку с данной аудиторской фирмой, он направляет аудиторской фирме из­вещение об отказе от оферты. Если извещение об отзыве оферты посту­пило раньше или одновременно с самой офертой, оферта считается ау­диторской фирмой не полученной.

В случае, если аудиторская фирма считает возможным проведение аудита у данного клиента, она оформляет письмо-соглашение о со­гласии на проведение аудита в соответствии с Международным стандартом аудита 210 «Условия Аудиторского соглашения».

Письмо-соглашение желательно направить исполни­тельному органу клиента до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего до­говора. Письмо-соглашение документально подтверждает согласие ауди­тора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответст­венности перед клиентом.

Форма и содержание писем-соглашений об аудите для различных клиентов могут варьироваться, но обычно в них указывается:

  • цель аудита финансовой отчетности;
  • ответственность руководства субъекта за финансовую отчетность;
  • масштаб аудита;
  • форму любых отчетов или иной способ сообщения результатов выполнения соглашения;
  • наличие риска необнаружения искажений в связи со свойственными аудиту ограничениями, а также ограничениями систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента;
  • требование свободного доступа к проверяемой информации.

Договор на проведение аудиторской проверки является офици­альным документом, регламентирующим взаимоотношения аудитора с клиентом. Между заказчиком и аудитором возникают особые отношения по поводу аудиторской проверки. В Гражданском кодексе отражен вид договора на возмездное оказание услуг. В качестве одного из их видов указаны аудиторские услуги. Но особенности этого договора приведены в общем виде. Это:

  • понятие возмездного оказания услуг.
  • порядок исполнения договора.
  • оплата услуг.
  • обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора.
  • правовое регулирование договора возмездного оказания услуг.

В остальном договор на возмездное оказание услуг может содер­жать те же положения, что и договор подряда. Таким образом, подряд­чик обязуется своевременно и с надлежащим качеством выполнить для заказчика определенные работы. Заказчик же обязуется своевременно принять выполненные работы и оплатить их.

Особенности договора возмездного оказа­ния услуг:

  • в отличие от договора подряда предметом договора воз­мездного оказания услуг является действие, а не результат. Поэтому в международной практике по окончании аудиторской проверки со­ставляют аудиторский отчет, а не акт о приемке-сдаче работ;
  • исполнитель договора возмездного оказания услуг обязан выполнить услуги лично;
  • при выполнении договора подряда качествовыполненной работы оценивает заказчик, а при выполнении договора на аудиторскую проверку право оценивать ее качество заказчику не предоставлено. Такие права имеют профессиональные организации после соответствующей перепроверки, а также суд;
  • в договоре подряда одностороннее расторжение догово­ра недопустимо, а в договоре возмездного оказания услуг и заказчик, и исполнитель могут это сделать.

Планирование аудита включает в себя разработку общей стратегии аудита для соглашения и разработку плана аудита с целью снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.  Руководством по планированию аудита является МСА-300 «Пла­нирование Аудита Финансовой Отчетности».

Общая стратегия аудита устанавливает масштаб, сроки и направления аудита, а также регулирует разработку более детальных планов аудита.

Разработка общей стратегии аудита включает в себя:

  • определение характеристик соглашения, устанавливающих его масштаб, например, используемая основа представления финансовой отчетности, отраслевые требования к отчетности и расположение компонентов субъекта;
  • определение целей отчетности по соглашению для планирования сроков аудита и характера требуемых сообщений, например сроки представления промежуточной и окончательной отчетности, даты информирования руководства субъекта и лиц, наделенных руководящими полномочиями;
  • рассмотрение важных факторов, определяющих направления действий команды по проекту, например, определение уровней существенности, предварительное определение областей с высоким уровнем риска существенных искажений, оценка возможности получения доказательств и т.д.

Процесс разработки общей стратегии аудита помогает аудитору определить характер, сроки и масштаб ресурсов, необходимых для выполнения соглашения.

План аудита более детален по сравнению с общей стратегией аудита и включает в себя характер, сроки и масштаб аудиторских процедур, которые необходимо выполнить членам команды по проекту, чтобы получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Документация плана аудита также выступает в качестве доказательства надлежащего планирования и выполнения аудиторских процедур, и может быть проверена и утверждена до выполнения дальнейших аудиторских процедур.

 

 

Список рекомендуемой литературы (6,8,10).

 

Задания для СРС:

1 Подготовка программы аудита.

3 Формирование тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу.

 

Список рекомендуемой литературы (6,8,10,11.12).