Организационные основы регулирования экономики и его зарубежный опыт
Тен Н.В.
КарГТУ
Тема 3 Организационные основы регулирования экономики и его зарубежный опыт
План лекции
1 Теоретические основы организации ГРЭ. Обоснованный выбор системы мультипликаторов – важная теоретическая проблема организации ГРЭ.
2 Правовое обеспечение экономических функций государства. Конституция РК как основа организации ГРЭ
3 Особенности осуществления ГРЭ в различных странах
1 Теоретические основы организации ГРЭ. Обоснованный выбор системы мультипликаторов – важная теоретическая проблема организации ГРЭ.
Основными элементами организация процесса государственного регулирования экономики во многих странах имеет являются:
Прогнозирование – предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер.
Концепция социально-экономического развития – это набор показателей, характеризующих цели, стратегию и средства социально-экономического развития страны на будущее. Это исходный пункт разработки других документов страны.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определение путей и средств их достижения. Оно направлено на практическую реализацию управляющих решений. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.
План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач
Экономическое программирование представляет разработку и принятие экономических и социальных программ, которые иногда называют целевыми, комплексными. Программа такого рода близка к плану, но это план, ориентированный на решение одной проблемы, достижение одной цели.
Макроэкономическая программа – совокупность существующих экономических условий, поставленных экономических целей и инструментов их достижения. Составляются либо в качестве аналитического ориентира экономического развития, либо для исправления возникших проблем.
Текущая (финансовая программа) -бюджет, программа кредитования банковского сектора.
Стабилизационная (краткосрочная корректирующая программа) – программа, направленая на единовременное исправление дисбаланса, не
связанная с глубокими структурными проблемами экономики (бюджетный дефицит, дефицит платежного баланса)
Долгосрочная программа структурной корректировки (программа развития, 3-4- года. Направлена на исправление структурных диспропорций в экономике (приватизация, демонополизация, изменение механизмов регулирования.
Экономической науке известна целая система мультипликаторов, охватывающих различные цели и инструменты экономической политики. Без тирады «цели, инструменты, мультипликаторы» сейчас не обходится разработка ни одной государственной программы. Перед правительством, приступающим к выработке реальной политики, встают более конкретные проблемы.
Эффективность политических инструментов не одинакова. Так, инструменты денежной политики лучше приспособлены для регулирования темпов инфляции по сравнению с инструментами бюджетной политики, а денежный мультипликатор по уровню цен больше бюджетного мультипликатора по уровню цен.
Напротив, для стимулирования экономического роста выгоднее использовать инструменты бюджетной политики, чем денежной. Соответственно бюджетный мультипликатор по валовому национальному продукту больше денежного мультипликатора по валовому национальному продукту
2 Правовое обеспечение экономических функций государства. Конституция РК как основа организации ГРЭ
На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной основы это, по сути, установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители, само государство. После распада СССР Казахстан вынужден начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой
государственного строительства.
В связи с этим были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов и принятия первой Конституции суверенного Казахстана.
После принятия Конституции в 1995 году приняты законы, регулирующие производственные отношения в стране. Это законы «Об экологической экспертизе», «О культуре», «Об особо охраняемых природных территориях», «О вексельном обращении в Республике Казахстан», «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан». «О судебной экспертизе», «Об использовании атомной энергии», «О дипломатической службе». «О чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера», «О миграции населения», «О нормативных правовых актах», «О крестьянском» (фермерском) хозяйстве», «О радиационной безопасности населения», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»», «О недобросовестной конкуренции», «О национальной безопасности Республики Казахстан», «О платежах и переводах денег» – вот далеко не полный перечень фундаментальных законов, позволяющих сегодня достаточно уверенно продвигать реформы.
Государство на основе Конституции 1995 г. в целом успешно выполняет свое социальное предназначение: с одной стороны обеспечивает социально – политическую стабильность в казахстанском обществе, с другой – методами государственно-правового регулирования создает необходимые условия для формирования конкурентной рыночной среды, стимулы для самореализации личности путем гарантирования широкого круга прав и свобод.
На конституционном уровне сформированы и функционируют механизмы преодоления социальных противоречий, достижения общественного компромисса, конструктивного взаимодействия ветвей государственной власти. Вместе с тем эти механизмы требуют своего законодательного закрепления
В современных условиях Казахстана немаловажное значение имеет содействие инновационной деятельности предпринимательских структур путем финансирования Фондами поддержки предпринимательства. Государственная поддержка включает также создание центров малого бизнеса, технопарков. Для полного обеспечения средствами производства для помощи предпринимателям разработана программа по лизингу. В 1995 г Кабинет Министров РК принял постановление об образовании при гос. комитете по госимуществу департамента по лизингу. Меры для стимулирования лизинга в РК предприняты впервые в Указе Президента « О налоговых и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. Ниже перечислены основные законы РК, регулирующие частнопредпринимательскую деятельность:
« О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства в Каз ССР» от 11.12. 90 г.;
«О защите и поддержке частного предпринимательства» от 04.07.1992 г.;
« Об иностранных инвестициях», 2004 г.;
«О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 27.04.1998 г.
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 21.01.2001 г.;
«О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.06.97 г.»;
«Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК на 1999-2000 г» от 31.12.1998;
«Об инвестициях», от 11.01.2003 г.
3 Особенности осуществления ГРЭ в различных странах
Функции государства по созданию общих условий воспроизводства капитала и сохранению общества требуют применения множества методов, несмотря на многообразие методов, применяемых для воздействия на экономику, можно выделить две группы. В первую группу относятся прямые методы государственного воздействия на экономику путем установления в законодательном порядке правил поведения частным предпринимателям. В таком порядке устанавливаются продолжительность рабочего дня, минимум заработной платы, стандарты, требования к санитарному положению. Прямые методы государство осуществляет, используя административный юридический аппарат управления.
С помощью косвенных методов государственного регулирования экономики государство создает благоприятные условия хозяйствования частным предпринимателям, занятым в тех отраслях производства или в тех районах страны, в развитии которых заинтересовано общество в целом.
К этим методам регулирования можно отнести налоговую и денежно-кредитную политику государства, изменение норм амортизации, государственные закупки товаров и услуг. Государственному регулированию экономики способствуют различные направления экономической политики, такие как антиинфляционная, антициклическая, политика экономического роста, инвестиционная и социальная политика, политика, связанная с регулированием внешнеэкономических связей, научно-технических исследований и другие.
Государство проводит свою регулирующую деятельность, используя государственный и государственно-частный секторы экономики. Государству, особенно в ряде европейских стран, принадлежит в настоящее время значительная часть национального богатства. Например, доля государственной собственности в экономике Франции составляет 40%, в экономике Японии – 20%, в США доля государственной собственности не превышает 5.-10%. Однако, в США такие отрасли как электростанции, транспорт, связь и другие находятся под строгим государственным контролем.
Государства развитых стран уделяют большое внимание формированию народнохозяйственных пропорций, которые определяются с помощью конъюнктуры, отраслевого и регионального регулирования.
Одним из важнейших косвенных методов вмешательства государства в экономику является налоговая политика, то есть это комплекс мер по изъятию подоходного и других налогов.
Следующим важным методом государственного вмешательства в экономику страны в развитых странах является денежно-кредитная политика, т.е. меры по регулированию кредита и денежного обращения.
К косвенным методам регулирования экономики можно также отнести государственные закупки товаров и услуг.
В США государство само закупает около 14% реализуемой конечной продукции производства и строительства.
В практике современного государственного регулирования экономики Японии выделяются две основные формы вмешательства в процесс воспроизводства. Первой является макроэкономическое регулирование, т.е. регулирование на национальном, народнохозяйственном уровне, направленное на достижение определенных целей экономической политики государства преимущественно косвенными методами с помощью кредитно-финансовых рычагов и на основе государственной собственности. Второй формой государственного регулирования является микроэкономическое регулирование, представляющее собой государственное рыночное отраслевое регулирование, которое осуществляется на уровне отдельных отраслей и предприятий, в основном, методами прямого вмешательства государства в деятельность корпораций и функционирование рынков, ориентированное на обеспечение рыночной функции и отраслевой эффективности.
В японской государственной практике отраслевого регулирования выделяют два направления: государственный протекционизм, т.е. отдельным отраслям оказывается помощь в целях повышения их конкурентоспособности и защите от иностранной конкуренции, и второе -стимулирование хозяйственных субъектов стратегически важных отраслей средствами приоритетного финансирования, субсидий, налоговых льгот.
Государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В целом сфера регулируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% объема выпускаемой продукции в различных странах.
Рекомендуемая литература
1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999
- Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
- Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
- Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы: Экономика, 1998.