Понятие методологии ГРЭ и ее основные элементы

Тен Н.В.

КарГТУ

Тема 2  Понятие методологии ГРЭ и ее основные элементы

План лекции

1    Экономическая наука о рациональном использовании ее концепции в государственном регулировании экономики

2    Обоснование концепции и принципов ГРЭ, их динамичность

3 Основные механизмы и методы ГРЭ

4Методология ГРЭ и необходимость ее постоянного  совершенствования

 

1    Экономическая наука о рациональном использовании ее концепции в государственном регулировании экономики

В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать мер­кантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм.       Меркантилисты. Основной экономической школой в период позд­него средневековья была школа меркантилизма. Меркантилизм — воззрение, имевшее место среди французских экономистов XVIII в., суть которого состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству стра­ны и короля.

Сторонники меркантилизма (Т. Мэн, А. Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику эконо­мического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны –  количество золота, меркантилисты призывали по­ощрять экспорт и сдерживать импорт.

     Классическая теория невмешательства в экономику. А. Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов»), утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип «невидимой руки») создает гармоничное устройство».

Государство должно обес­печивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами,  делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А. Смит доказывал, что имен­но стремление предпринимателя к достижению своих частных интере­сов является главной движущей силой экономического развития, уве­личивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и обще­ства в целом.

Кейнсианская концепция. Она получила распространение в 30-е годы XX в. после глубочайшего спада экономики США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. При этом Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов — перепроизводство товаров. Он предлагал несколько ин­струментов. Это гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Неоклассическая теория монетаристов. Теоретической основой не­оконсервативной модели послужили концепции неоклассического на­правления экономической мысли (И. Фишер, М Фридмен).      Согласно неоклассической теории государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. Главный фактор развития – деньги. Поэтому объектом госрегулирования может быт  денежное обращение.

Сторонники теории экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства (влияние на предложение). Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части при­были, и за счет заемных средств (кредитов). В соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накоп­ления капитала и повышения производительности производства (конкуренция, подготовка  и переподготовка кадров, налоги).              Неокейнсианцы — сторонники экономической теории, утверждаю­щей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег (Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар).  Неокейнсианцы выступают за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджет­но-налогового регулирования.

 

2 Обоснование концепции и принципов ГРЭ, их динамичность

История экономического развития стран Западной Европы и США демонстрирует, что в государственном регулировании применялись те или иные теории. Однако в основе эффективности проводимых реформ лежала тщательно обоснованная стратегия. Последняя в свою очередь опиралась на экономическую теорию. Это позволяло определить цели реформ, возможности и границы использования рыночного механизма, место и роль, функции  государства и его взаимодействие с законами рынка. Успех приносило применение тех теоретических принципов, которые наиболее точно отражали не только экономические закономерности, но специфику страны, т.е. исторически, социально-экономические особенности, своеобразие менталитета населения, своеобразие этапа развития.

В то же время, опыт длительного использования определенных  теорий свидетельствует об ограниченности научных знаний. Теории не свободны от ошибок, которые выявляются с течением времени. Ошибок не избежали ни кейнсианство, ни монетаризм, ни институционализм. В практике отечественного регулирования не обошлось без ошибок, особенно пришедших на 90-е годы, с чем было связано отсутствие теории на базе перехода от командно-административной экономической системы к рыночной.

Несомненно, что культура экономических преобразований должна опираться на глубокое и всестороннее знание богатства,  накопленного современной наукой. В то же время она предполагает правильный выбор альтернатив, исходя из социально-экономических условий страны, психологии населения, ее готовности принять предложенную экономическую стратегию и цели.

Такая множественность в теоретических представлениях относи­тельно роли государства в экономике обусловлена прежде всего от­сутствием целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях, преобладанием эмпирического под­хода к выработке научных обобщений об экономических процессах. Так, несостоятельными оказались как кейнсианские подходы по пре­одолению стагфляции путем активизации государственного вмешатель­ства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения вме­шательства государства в экономические процессы только методами монетарной политики.

 

3    Основные механизмы и методы ГРЭ

Основные функции государства в современной рыночной экономике:

1 Правовое обеспечение экономической деятельности (поддержка права собственности);

2 Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса и кредитных отношений;

  • Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора;
  • Перераспределение доходов в обществе для установления разумного соотношения личных доходов между, в частности, крупными предпринимателями и наемными работниками;
  • Производство общественных товаров и услуг для удовлетворения коллективных потребностей;
  • Минимизация трансакционных издержек. Трансакционные издержки – издержки эксплуатации экономической системы;
  • Развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, поддержка малого и среднего бизнеса;
  • Оптимизация влияния экстерналий, внешних эффектов;
  • Поддержка оптимального уровня занятости, минимизации уровня безработицы;
  • Проведение региональной и социальной политики, отвечающей интересам страны в целом и населения регионов;
  • Реализация национальных интересов в мировой экономике, поддержка конкурентоспособности отечественной экономики.

Перечисленные функции можно сгруппировать на следующие подгруппы:

1 – по поддержанию и облегчению функционирования рыночного механизма (обеспечение правовой базы, защита конкуренции);

2 – по усилению и модификации рыночной системы в соответствии с изменяющимися условиями (перераспределительная политика, производство общественных благ, защита экологической среды, макроэкономическая стабилизации, внешнеэкономическая политика

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру – степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия.

Административные основаны на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения.

Административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а бывают и сводят ее к нулю. В то же время они оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних  субьектов оборачивается тяжелыми потерями для других и рыночного хозяйства в целом.

Области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму:

  • жесткий контроль монопольных рынков;
  • регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды;
  • разработка экологических стандартов и национальных стандартов;
  • определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения (гарант. Минимума зарплаты, пособий );
  • защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта, гос.контроль над импортом капитала)
  • прямое воздействие через огосударствление, когда государство выступает в качестве одного из субъектов в рыночной экономике.

Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения (бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика).

4   Методология ГРЭ и необходимость ее постоянного  совершенствования

Методология включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуру и место данной науки в общей системе знаний и собственно метод.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы  исследования. Это формально-логический, диалектический и др.

Формально-логический метод имеет различные приёмы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, проблемы, гипотеза, доказательство.

Основными приемами  диалектического метода является  переход от абстрактного к конкретному и единство аллегорического и логического.

Большое значение для методологии  регулирования имеют формирование отношений между государством и рынком, основанных  на преодолении противоречий, а также механизмов взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством. Составной частью методологии регулирования является методика, представляющая собой совокупность  конкретных способов и приёмов экономических, технико-экономических и экономико-математических расчётов, необходимых для разработки механизмов  государственного регулирования с сочетанием рыночных самоорганизаций.

При государственном регулировании экономики решающим методологическим соображением является учёт двух главных принципов их обоснования, игнорирование которых обрекает на провал даже самые благие концептуальные ориентиры и соответствующие программы.

Это принципы последовательности и системности рекомендуемых мероприятий. Например, нельзя с одной стороны ставить задачу обеспечения условий выживания населения и, с другой стороны, планировать сокращение расходов  на социальные пособия. Нельзя одновременно формировать приоритет оживления реального сектора  и намечать сокращение средств на финансирование инвестиции и инноваций, дальнейшее сжатие реальной денежной массы, провоцируя ещё большее ухудшение финансового положения производственных предприятий.

Переход  от одной системы госрегулирования экономики к другой даже без серьёзных изменений правовых норм  всегда  носит дискретный характер и сопровождается трансформацией основных регулирующих институтов.

Экономическая реформа – это всегда дискретный переход от одной парадигмальной системы регулирования экономики к другой. При этом необходимым условием успеха является целостность и непротиворечивость в конструировании новой системы. Попытки же эклектичного сочетания инструментов  из разных  «парадигм» делают всю конструкцию неустойчивой, обретают реформу на провал.

Рекомендуемая литература:

1.Гальперин В.М., Гребенников П.И.. Леусский А.Н., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник/ Общая редакция Л.С.Тарасевича. СПбГУЭФ, 1997 г.

2.К. Р.Макконнел, С.Л. Брю. Экономикс. 2 т.М.,Республика. 1997 г.

Контрольное задание для СРС

1 Написать реферат на тему “Совокупный спрос и совокупное предложение, их взаимодействие”.

2 Задача 1 . В экономике без государства  и заграницы промежуточный продукт равен 100; потребление домашних хозяйств – 50; частные брутто-инвестиции –30; СОП –180; нераспределенная прибыль –1; сумма заработной платы –60; сумма амортизации –4.

  • Составить:

А) для предпринимательского сектора – счета производства, использования дохода и изменения имущества;

Б) для домашних хозяйств – два последних счета;

В) заполнить следующую таблицу кругооборота:

От     –  к Предпринимателям Домашним хозяйствам Сектору имущества Всего
Предринимателей        
Домашних хозяйств        
Сектора имущества        
 

всего

       

 

Задача 2  В экономике, состоящей из трех отраслей – 1, П, Ш, – технология производства характеризуется следующими коэффициентами прямых технологических затрат a ij

 

1

П

Ш

      I            П       Ш
       0,1        0,2        0,2
       0,3        0,2        0,4
       0,3        0,4        0,1

При полном использовании производственных  возможноостей отрасль 1 может произвести 717,51; отрасль П – 1338,98; отрасль Ш –  1389,83 ед.продукции.

Каков должен быть спрос на конечную продукцию этих отраслей, чтобы их производственные мощности использовались полностью