Человек вернувший время…

Малиновская Регина Витальевна

магистрант 2-го курса Казахского Национального университета им. аль-Фараби
специальности 7М01602 – История и география

Научный руководитель: к.и.н., доцент Майданали Зере

14 января 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения талантливейшего художника Казахстана Абылхана Кастеева. Получив образование в мастерской русского художника-переселенца Николая Хлудова, а затем в Москве, он стал основоположником живописного искусства в Казахстане.

Долгое время из-за влияния исламской религии, то есть запрета на изображение людей и животных, на территории Казахстана было распространено только декоративно-прикладное искусство. Однако с приходом советской власти «религиозная свобода» была свернута, началась жестокая борьба с пережитками прошлого, в том числе с различными религиозными верованиями.

Так, работы Абылхана Кастеева полностью соответствуют принципам социалистического реализма – единственного официально принятого жанра, установленного в 30-е годы XX века. В сюжетах картин А. Кастеева присутствуют основные принципы социалистического жанра, а именно народность, реалистичность и идейность.

Взять, к примеру, одну из его самых знаменитых картин, помещенную на страницах школьных учебников и по сути, являющуюся олицетворением индустриального развития в Казахстане – работа «Турксиб». Сама по себе жизнь художника соответствовала принципу народности – происходил он из обычной семьи бедняка, рано лишившись отца, ему с раннего возраста приходилось зарабатывать себе на хлеб. И картина «Турксиб» была написана не случайно – А. Кастеев сам принимал участие в строительстве этой железной дороги в 1927 году. Кажется, все в этой картине имеет свой смысл: начиная с ракурса, с которого мы видим двигающийся поезд, заканчивая караваном верблюдов, который показывает нам контраст изменений, произошедших в данный период исторического времени.

Абылхана Кастеева называют «честным художником», ведь в его картинах мы замечаем поразительную реалистичность изображения. Например, на картине «На высокогорном катке Медео» 1955 года, мы видим большое количество людей, собравшихся на катке понаблюдать за соревнованием. Но эти люди нарисованы настолько четко, что при желании можно каждого подсчитать. А как он мастерски описывает рельеф гор, работая белыми красками на белом фоне! Выглядит настолько безупречно, что начинаешь сомневаться, точно ли это картина, или же это фотография.

Однако, можно сказать, что Абылхан Кастеев был не только художником, потому что к своим работам он подходил почти как настоящий ученый-исследователь. Как например, он смог изобразить юного Абая Кунанбаева, если к моменту жизни Кастеева, от Абая осталось лишь его наследие? Конечно же для написания этой работы он много изучал, разговаривал с абаеведами и возможно много пробовал.

Своей идейностью и реалистичностью отличается и картина «Портрет Шокана Валиханова». Даже не зная о том, кем являлся Шокан Валиханов, глядя на этот портрет, можно уже догадаться о том, что этот человек довольно серьезный, так как сидит в задумчивой позе, в руках у него мы видим книгу, а значит он скорее всего очень начитанный, а так как он одет в военную форму, то образование он точно получил военное.

Нельзя также не упомянуть и грандиозный портрет Амангельды Иманова, воссозданный Абылханом Кастеевым. Портрет полностью передает то время, подчеркивает героизм и любовь к своему народу одного из главных лидеров национально-освободительного восстания 1916 года.

Таким образом, Абылхан Кастеев человек вернувший время, его картины до сих пор позволяют нам погрузиться в прошлое, взглянуть в глаза героям нашей истории. Я считаю, что мы должны гордиться и чтить память этого непревзойденного гения!

Партнерский материал