Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Тезекбаева Эльмира Турсунхановна
Преподаватель русского языка и литературы
Многопрофильный колледж «АВИМЕД»
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения инновационных технологий в образовательный процесс на уроках русского языка и литературы. Раскрываются преимущества современных методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их творческого потенциала и повышению качества образования.
Ключевые слова: Инновации, технологии, русский язык, литература, мотивация, обучение, ИКТ.
Annotation:
The article is devoted to the urgent problem of introducing innovative technologies into the educational process in Russian language and literature lessons. The advantages of modern teaching methods that enhance students’ cognitive activity, develop their creative potential and improve the quality of education are revealed.
Keywords: innovation, technology, Russian language, literature, motivation, learning, ICT.
Введение:
Современные требования к образованию обуславливают необходимость обновления методов и приёмов преподавания. Уроки русского языка и литературы, как основа гуманитарного образования, нуждаются в применении инновационных технологий, которые делают обучение более интересным, наглядным и эффективным.
Основная часть:
Инновационные технологии включают в себя разнообразные подходы: использование мультимедийных средств, интерактивных досок, онлайн-сервисов, виртуальных экскурсий, проектных и исследовательских методов. Такие технологии позволяют:
– Повысить мотивацию учащихся;
– Активизировать их участие в учебной деятельности;
– Развивать критическое мышление, коммуникативные и исследовательские навыки.
Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Значит, появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс новых технологий. Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности? Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий. Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.
Примеры технологий:
1. Интерактивные платформы (Kahoot, Quizlet, Padlet) — используются для опросов, викторин и интерактивных заданий.
2. Мультимедийные презентации — визуализируют информацию и делают объяснение материала более доступным.
3. Проектная деятельность — учащиеся создают презентации, видеоролики, стенгазеты по произведениям.
4. Онлайн-ресурсы (Grammarly, Glavred, Resh.edu.ru) — помогают в освоении грамматики, стилистики, подготовки к экзаменам.
Заключение:
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы способствует повышению эффективности учебного процесса, развитию творческого мышления и мотивации учащихся. Современные методы обучения делают занятия более интерактивными, увлекательными и адаптированными к потребностям цифрового поколения. Внедрение инноваций в образовательную практику позволяет формировать у школьников глубокие знания, навыки критического анализа и коммуникации, что важно для их успешного развития и дальнейшей жизни. Таким образом, инновационные технологии становятся неотъемлемой частью современного преподавания русского языка и литературы.
Литература:
1. Зуева Т.А. Интерактивные технологии в обучении русскому языку. — М.: Академия, 2021.
2. Куликова И.В. Использование ИКТ на уроках литературы. // Учитель года, №5, 2022.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт. — Минпросвещения РФ, 2020.