Применение инновационных методов музыкального воспитания детей в системе дошкольного образования
Стороженко Виктория Сергеевна
Музыкальный руководитель
«Ясли-сад №12», г. Костанай
Инновационное развитие образования – стратегическое перспективное направление, которое отражает государственную политику страны. От того, насколько успешно педагоги и образовательные учреждения включаются в инновационные процессы, существенным образом будет зависеть новое качество образования.
Под инновациями в образовании понимается процесс «совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения». В настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.
Инновационная деятельность предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.
Поэтому выбирая формы и методы работы музыкально-воспитательной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:
– выразительности интонации (речевой, вокальной, пластической, инструментальной);
– координации слуха – голоса – движения;
– чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального.
Музыкальное воспитание предполагает применение инновационных методов на разных этапах музыкальных занятий.
Большое значение имеет в работе применение дыхательной гимнастики, элементы которой также считаются инновационными и могут применяться на разных этапах занятия. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении,
-способствуют восстановлению центральной нервной системы;
– улучшает дренажную функцию бронхов;
– восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
– исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Суть разработанных методик по восстановлению и развитию организма в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика также способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Пальчиковые игры занимают важное место на музыкальных занятиях и также относятся к инновационным методам развития. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывать то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают говорить, речь становится связанной, эмоциональной. Этот жанр им близок, понятен и интересен.
Координационно-подвижные игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
– коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
– игры-команды;
– массажные;
– тонизирующие;
– пластико, ритморечевой театр.
Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. Примером координационных игр могут служить игры на телесное ориентирование.
«Хор рук» – это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий. Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров». Первую двигательную партию исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего – «дирижера», «вторую» – другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» – снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д.
Особенностями технологии является:
- Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.
- Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку.
- Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка.
- Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
- Способствует развитию чувства ритма.
- Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
- Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
- Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
На занятиях часто применяются «звучащие жесты», так как это привлекает внимание детей и делает задание интересней. Следует рассказать о звучащих жестах. «Звучащие жесты» – термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие жесты используются как сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в игре на детских музыкальных инструментах.
Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, считается, что использование на занятиях звучащих жестов, способствует развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при обучении игре на музыкальных инструментах и танцах. В упражнениях используют обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.
Упражнения с ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущению единого темпа. На занятиях используются игры «Музыкальный квадрат» и «Дирижёр», основанные на многократном воспроизведении такта (4/4). Они тоже помогают детям выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимулируют детское внимание. Первоначально дети воспроизводят предложенный «квадрат» – 4 различных движения в спокойном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем детям предлагается придумать свой «квадрат», остальные должны постараться запомнить и повторить; возможно музыкальное сопровождение (любая народная мелодия, размер 4/4).
Задания постепенно усложняются от занятия к занятию, так как вводится понятие пауза – молчание в музыке. В дальнейшем переход к игре «дирижёр» -когда предлагается ребёнку самому выбрать задание для группы.
Для развития музыкальных способностей детей широко используют ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.
В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие инновационное и творческое мышление и его основной компонент – воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом – на формирование культуры мышления.
В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление – анимация. Анимационная (от латинского anima – душа; animatus – одушевление) или досуговая деятельность человека, прежде всего, связана с рекреацией (от англ. recreation – восстановление сил). В Толковом словаре туристских терминов понятие «рекреация» определяется как «расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных)».
Для разучивания анимационных танцев необходимо:
- Сначала выбрать музыку. Нужен средний темп и очень четкий ритм. Надо, чтобы выбранная мелодия ложилась на ровный восьмитактный счет.
- Для каждого анимационного танца нужно создавать свой набор движений. Не надо, чтобы их было много. Восемь – десять элементов будет достаточно. Надо самому повторить весь составленный набор движений. Главное правило – должно быть удобно в танце. Если вы, танцуя, испытываете какой-то дискомфорт, значит, вы танцуете неправильно. Значит и детям будет неудобно. Подготовка анимационных танцев не требует особой подготовки, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Анимационный танец с проводится с постепенным увеличением участников. Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.
В отличие от анимационных танцев, флешмоб требует хорошей подготовки. Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob – flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа) переводится как «мгновенная толпа» – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
Такие формы необходимо использовать для праздников. Здесь важно отработать каждое движение, чтобы получить хороший результат.
Мультимедийные презентации – это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя). Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
– улучшается запоминание пройденного материала;
– предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
– несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
– задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
– развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
– позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
– делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
– помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
– позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;
– активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Инновационная деятельность педагога дошкольного образования – социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выходящий за пределы нормативной деятельности. Педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно – ориентированный подход. Кроме того, инновационная деятельность образовательного дошкольного учреждения позволяет перейти ему на более качественную ступень развития. Внедрение инноваций в работу образовательного дошкольного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования.