Применение инновационных методов музыкального воспитания детей в системе дошкольного образования

Стороженко Виктория Сергеевна

Музыкальный руководитель

«Ясли-сад №12», г. Костанай

Инновационное развитие образования – стратегическое перспективное направление, которое отражает государственную политику страны. От того, насколько успешно педагоги и  образовательные учреждения включаются в инновационные процессы, существенным образом будет зависеть новое качество образования.

Под инновациями в образовании понимается процесс «совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения». В настоящее время инновационная  деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания  конкурентности  того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

Инновационная деятельность предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.

Поэтому выбирая  формы и методы работы  музыкально-воспитательной  деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

—      выразительности интонации (речевой, вокальной, пластической,  инструментальной);

—     координации слуха – голоса – движения;

—      чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального.

Музыкальное воспитание предполагает применение инновационных методов на разных этапах музыкальных занятий.

Большое значение имеет в работе применение дыхательной гимнастики, элементы которой также считаются инновационными и могут применяться на разных этапах занятия. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие  важную роль в кровоснабжении,

-способствуют восстановлению центральной нервной системы;

— улучшает дренажную функцию бронхов;

— восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

— исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Суть разработанных методик по восстановлению и развитию организма в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика также способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Пальчиковые игры занимают важное место на музыкальных занятиях и также относятся к инновационным методам развития.  Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывать то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают говорить, речь становится связанной, эмоциональной.   Этот жанр им близок, понятен и интересен.

Координационно-подвижные игры  крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

— коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

— игры-команды;

— массажные;

— тонизирующие;

— пластико, ритморечевой театр.

Все они пронизаны идеей координации,  которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность. Примером координационных  игр  могут  служить  игры  на  телесное  ориентирование.

«Хор рук» — это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий. Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих — «дирижеров».  Первую двигательную партию  исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего — «дирижера», «вторую» — другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».   По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» — снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д.

Особенностями технологии  является:

  1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.
  2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку.
  3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка.
  4. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
  5. Способствует развитию чувства ритма.
  6. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
  7. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
  8. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

На занятиях часто применяются «звучащие жесты», так как это привлекает внимание детей и делает задание интересней. Следует рассказать о звучащих жестах. «Звучащие жесты» — термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие  жесты  используются   как сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в игре на детских музыкальных инструментах.

Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса.  Кроме того, считается, что использование на занятиях звучащих жестов, способствует развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при обучении игре на музыкальных инструментах и танцах.  В упражнениях  используют обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.

Упражнения с ритмическими карточками позволяют  сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущению единого темпа. На занятиях  используются  игры «Музыкальный квадрат» и «Дирижёр», основанные на многократном воспроизведении такта (4/4). Они тоже помогают детям  выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимулируют детское внимание.  Первоначально  дети воспроизводят предложенный  «квадрат» — 4  различных движения в спокойном темпе (главное на данном этапе — правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем детям предлагается придумать свой «квадрат», остальные должны постараться запомнить и повторить; возможно музыкальное сопровождение (любая  народная мелодия, размер 4/4).

Задания постепенно усложняются от занятия к занятию, так как вводится понятие  пауза  — молчание в музыке.  В дальнейшем переход  к игре «дирижёр» -когда предлагается ребёнку самому выбрать задание для группы.

Для развития музыкальных способностей  детей широко используют ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие инновационное и творческое мышление и его основной компонент — воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом — на формирование культуры мышления.

В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление – анимация. Анимационная (от латинского anima – душа; animatus – одушевление) или досуговая деятельность человека, прежде всего, связана с рекреацией (от англ. recreation – восстановление сил). В Толковом словаре туристских терминов понятие «рекреация» определяется как «расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных)».

Для разучивания анимационных танцев необходимо:

  1. Сначала выбрать музыку. Нужен средний темп и очень четкий ритм. Надо, чтобы выбранная мелодия ложилась на ровный восьмитактный счет.
  2. Для каждого анимационного танца нужно создавать свой набор движений. Не надо, чтобы их было много. Восемь – десять элементов будет достаточно. Надо самому повторить весь составленный набор движений. Главное правило — должно быть удобно в танце. Если вы, танцуя, испытываете какой-то дискомфорт, значит, вы танцуете неправильно. Значит и детям будет неудобно.  Подготовка анимационных танцев не  требует особой подготовки, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Анимационный танец с проводится с постепенным увеличением участников.  Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.

В отличие  от анимационных танцев, флешмоб требует хорошей подготовки. Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob  — flash  — вспышка; миг, мгновение; mob – толпа) переводится как «мгновенная толпа» —  это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.

Такие  формы необходимо использовать для  праздников. Здесь важно отработать каждое движение, чтобы получить хороший результат.

Мультимедийные  презентации — это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя). Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:

—  улучшается запоминание пройденного материала;

— предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

— несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

— движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

— задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

—   развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.

—  позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.

— делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

—   помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

— позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

— активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.

Инновационная деятельность педагога дошкольного образования — социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выходящий за пределы нормативной деятельности.  Педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно — ориентированный подход.    Кроме того, инновационная деятельность  образовательного дошкольного  учреждения позволяет перейти  ему  на более качественную ступень развития. Внедрение инноваций в работу образовательного дошкольного учреждения — важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования.