Приемы формативного оценивания на уроках казахского языка
Бисеналиева Гульзада Шаймардановна
Учитель казахского языка и литературы
Г.Рудный №13 средняя школа
Мастер-класс на тему
«Приемы формативного оценивания на уроках казахского языка»
Цели и задачи мастер-класса
– продемонстрировать способы формативного оценивания;
– создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
– организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности
Ожидаемый результат: Научатся на практических примерах использованию формативного оценивания на разных этапах урока.
Ход мастер-класса:
Вводное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Добро пожаловать на мастер-класс. Известно, что мастер-класс – на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний, для тех кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.
Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части и практической работы, предоставляющей возможность познакомиться с новыми методиками и авторскими наработками.
Одним из главных условий успешной работы мастер-класса является организация работы в малых группах.
Упражнение «Делай раз!».
Встаньте пожалуйста и пройдите за свои стулья. По команде «Делай раз!» все должны поднять свои стулья на метр и одновременно опустить их. Мы выявили нашего лидера, который сейчас предложит свой способ разделения на группы.
Распределяем обязанности, вспоминаем правила работы в группе, получаем лист оценивания работы в группе.
Итак, тема мастер-класса «Виды формативного оценивания на уроках казахского языка».
Мастер-класса состоит из шести шагов, которые мы с вами успешно пройдем при условий активного участия каждого из присутствующих.
Задание 1. Индивидуальная работа. Прием “Древо знаний”
Но, прежде чем мы сделаем первый шаг на этом пути каждый член группы, пользуясь приемом «Древо знаний» должен определить свое место на дереве знаний ФО. Затем обсуждают свои результаты в группе. Руководитель группы не забывает отмечать деятельность членов группы в листах оценивания.
На своих уроках я применяю эту стратегию формативного оценивания на разных этапах урока. Выполнение данного задания предусматривает развитие навыков критического мышления высокого уровня – оценки, объяснения и метапознания. Перед учениками стоит задача оценить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, и обозначить себя на «Древе знаний», объяснить, почему он поместил себя на определенной ветке, высоте. При объяснении, каждый ребенок сможет определить свои знания по материалу, и наметить пути познания в процессе актуализации материала. Учащиеся смогут прийти к единому мнению, что необходимо повторить, уточнить в группе, чтобы успешно усвоить новый материал.
Задание 2. Прием «Корзина идей».
Прием «Корзина идей» провожу на этапе актуализации знаний с целью расширения представления учащихся знаниями других участников. На первом этапе каждый индивидуально записывает в тетради все, что знает по теме мастер-класса, затем на втором этапе группа проводит мозговой штурм, на 3 этапе после предварительного обсуждения на стикере записывается общее понятие оценивания и перед вывешиванием на корзину зачитывают свои предположения.
Прием «Корзина идей» в данном случае предполагает логический переход к целям занятия.
Постановка целей мастер-класса.
Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти ответ на этот и многие другие вопросы, связанные с оцениванием знаний учащихся.
Задание 3. Прием «Рисуем настроение».
Прежде чем перейдем к следующему этапу занятия, измерим температуру. Прием «Рисуем настроение». Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его. Затем, обменяться рисунками и оценить друг друга поставив одну общую отметку за рисунок. После того как рисунки оценили, раздаются дескрипторы с критериями оценивания рисунка, участники теперь оценивают рисунок в соответствии с обозначенными критериями. Выслушаются мнения групп, что изменилось с выдачей критериев оценивания.
Применение метода формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя.
Использование методов формативного оценивания помогло моим ученикам выработать навыки самостоятельной работы, работы в группах, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи. Во всех классах формативное оценивание стало неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения и проводится регулярно в течение всего учебного года, согласно обновленной программе обучения.
Формативное оценивание позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок и применяется для измерения обучения и для помощи в планировании урока.
Формативное оценивание, предполагает использование тщательно разработанных критериев для организации работы учеников. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания.
Задание 4. Раздается для каждой группы ФО .
Составить критерии оценивания в соответствии с целями обучения и дескрипторами.
Второе задание: совместно с группой разработать дескрипторы, имея цель и критерии обучения.
Критерии оценивания оценивают только то, что указано в цели и отражают шесть уровней мыслительных навыков по таксономии Блума: знание и понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Задание 5. Прием «Кубик Блума». На этапе актуализации или закрепления знаний используется прием «Кубик Блума». «Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с темой «Оценивание». Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- Назови…
- Почему…
- Объясни…
- Предложи…
- Придумай…
- Поделись…
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.
Задание для групп. Сформулировать задания на тему «Оценивание». Спикеры групп, используя кубик, проводят игру со следующей группой.
Задание 6. Прием «Ромашка Блума». Прием используется для обучения учащихся составлять тонкие и толстые вопросы, вопросы низкого или высокого порядка. Шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
Уточняющие вопросы, задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».
Оценочные вопросы. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики.
Задание: группы выбирают по 2 лепестка и при помощи таблицы и материалов презентации составляют вопросы на тему «Оценивание» для групп.
Задание 7. Чтобы ФО стало эффективным инструментом оценивания, нужна действенная обратная связь.
Прием «5+5+1»
1 строка – 5 предложений по теме «Формативное оценивание», из них
2 строка – 5 слов по теме «Формативное оценивание учение» , из них
3 строка – 1 слово по теме «Формативное оценивание»
Рефлексия. Задание 8.
«Лестница Достижений» – это ключевая метафора педагогики успеха. Вы сегодня преодолели очередную ступень к мастерству.
- Назови…
- Почему…
- Объясни…
- Предложи…
- Придумай…
- Поделись…
Прием «5+5+1»