Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе

Сухарева Наталья Николаевна

Учитель технологии

КГУ «Общеобразовательная школа имени Бименде Амалбекова», п.Атасу, Жанааркинский район, Карагандинской области

Тема: «Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе».

Цели и задачи: сформировать у учащихся знания о традиции лоскутного рукоделия казахского народа.

Образовательная: ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья, научить пользоваться шаблонами для раскроя.

Развивающая: развивать познавательную деятельность учащихся, мелкую моторику, глазомер, пространственное ориентирование.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, к культуре казахского народа, приобщать к народному творчеству. Формирование умений четко организовать свою практическую деятельность.

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, информационно- сообщающий, инструктивно-практический, наглядный, словесный, частично- поисковый.

Применяемые технологии: технология интерактивного обучения, технология критического мышления.

Оборудование: ткань, гладильная доска, ножницы, лекало, иголки, нитки, наперстки, швейная машина.

Дидактическое обеспечение урока: инструкционно-технологические карты, образцы в стиле разновидностей лоскутного шитья, отделочные материалы.

Межпредметные связи: история, математика, ИЗО.

План урока

  1. Организационный момент – 2мин.
  2. Объяснение нового материала – 10 мин.
  3. Исторические сведения – 5 мин.
  4. Практическая работа – 15 мин.
  5. Закрепление нового материала – 10мин.
  6. Подведение итогов – 3 мин.

Ход урока:

І. Организационный момент урока:

Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация.

Лоскутки и фантазия

Лоскутный ворох, разноцветный край

С моей фантазией ты снова поиграй

И пусть она порхает так легко

В волшебном мире пестрых лоскутов.

Раскрою веер, сказочный ковер,

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутков,

Жар-птицей унесусь под облака…

Мозговой штурм

Что вам известно о лоскутной пластике?

Используем словесный метод, выставка работ в технике лоскутной пластике.

Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутная пластика – неиссякаемый источник творчества”. «Мал лоскуток, да дорог!»

ІІ. Изучение нового материала.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться девочкам было дано опережающее задание.  Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья.

Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске:

Что способствовало возникновению лоскутного шитья?

В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?

Когда в Казахстане начали складываться традиции лоскутного шитья?

ІІІ. Исторические сведения

Сообщение №1

(опережающее задание для учащихся)

Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. до нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (над могилой насыпали высокий холм)

В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. На юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий.

  • Девочки, как вы думаете, почему у разных народов зародилась традиция лоскутного рукоделия? С чем это связано? (ответы детей).

Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате дороговизны материалов.

Сообщение №2

Шить из лоскутков стали во второй половине 19 века, в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые обыкновенно ставились на ещё крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.

Сообщение №3

Казахские көрпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие  лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие көрпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому они зажигают дом энергией и счастьем.

Сообщение №4

Пэчворк в Казахстане зародился с появлением первых кочевых народов (независимо от его изобретения в Англии). И обусловлен был чисто практическими соображениями. Казахские умелицы собирали по частям как большие одеяла (жамылгы көрпе), так и прототипы матрасиков для сидения на полу (жер көрпе). Техника пэчворк у казахов носит название «курак», что в переводе на русский означает «собирать, строить». Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных көрпе и два больших одеяла. Как правило, все эти көрпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных көрпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-көрпе (0,75*0,75 м) – это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, көрпе, стелили на полу, поверх текемет (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Көрпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.

Сообщение №5

Для изготовления көрпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения көрпе. Для создания чехлов для көрпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Көрпе были и остаются обязательной составляющей приданого невесты. Изначально предполагалось, что такие көрпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.

Сообщение №6

Кроме шитья из лоскутков в шитье используется приём аппликации орнаментов. Важно отметить, что орнаменты казахов передают элементы окружающей природы: рога животных, крылья птиц, цветы и прочее. В селах Жанааркинского района традиционными являются узоры: “Калейдоскоп”, геометрические фигуры  «треугольник», «квадрат» (в своей основе содержит использование деталей аналогичных геометрических фигур), рисунки “Аққу” (лебедь)– комбинация из двух цветов, является обязательным узором на көрпе для приданого,  ” қошқар – мүйіз” (Рога овна) – комбинация из трех одинаковых квадратов двух цветов, “Жұлдыз” (звезда) – комбинация из двух цветов, лоскутки в виде ромба, “бота – көз” (верблюжьи глаза), “тырна” (ноготь).

Если говорить о технологии изготовления көрпе, то процесс разделяется на несколько этапов:

1 этап: пошив лицевой части чехла, который включает в себя раскрой деталей, пошив отдельных блоков, сборку деталей в готовое изделие. По окончании сборки по контуру всего изделии пришивается однотонная кайма. Рекомендации по выбору тканей: можно использовать как хлопчатобумажные ткани, так и бархат, и атлас, и велюр. Самое важное условие: ткани должны быть подобраны в соответствующей цветовой гамме, чтобы окончательный рисунок производил желаемый эффект.

2 этап: окончательное оформление чехла. Для нижней части чехла обычно используется хлопчатобумажная ткань немарких расцветок.

3 этап: набивка одеяла (көрпе). В исконно казахских изделиях всегда использовалась натуральная шерсть, однако современные умелицы чаще используют вату. Для того, чтобы сделать ватный вкладыш, готовится внутренний чехол из тонкой сетки или марли, в который слоями укладывается вата. Затем этот чехол простегивается крупной клеткой для того, чтобы вата не сбивалась.

4 этап: окончательное оформление изделия: простёганный ватный вкладыш соединяется с внешним чехлом через открытый край, который затем зашивается (чаще вручную). Затем всё изделие ещё раз простегивается потайными стежками по линиям рисунков для того, чтобы внутренний вкладыш не сдвигался относительно внешнего чехла.

– Сейчас я хочу предложить вашему вниманию посмотреть слайд-шоу, в котором подобраны фотографии казахского лоскутного рукоделия, современные казахстанские мастера, которые продолжают традиции лоскутного рукоделия на современный лад.

Скачать материал полностью