АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Жусупова Марияш Калиевна
Преподаватель русского языка и литературы
Высший казахский гуманитарно-технический колледж
Мастер – класс
Цель: научить применять активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.
1.Познакомить коллег с понятием АМО.
2.Составить представление о классификации АМО.
3.Показать конкретные примеры использования АМО на уроках.
4.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Аудитория: преподаватели-предметники.
Оборудование: компьютер, проектор; презентация мастер-класса, карточки-задания.
Ход мастер -класса:
Орг. момент.
Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте!
«Здравствуйте!» – не просто слово,
В нём добродушие и свет.
Оно – общения основа
Пусть будет каждый им согрет.
Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс всем нам много положительных эмоций, и мы остались бы довольны, проведённой работой. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, высказывать своё мнение..
Сообщение темы.
– В качестве эпиграфа к нашей встрече хочу взять слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Каждый преподаватель мечтает, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Подростки зачастую так информированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно. Вот и встают перед каждым из нас вопросы: Как донести учебный материал до студента? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Все эти вопросы связаны с нахождением наиболее продуктивных методов обучения.
Тема нашего мастер-класса: «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения, возможность их применения на различных этапах урока.
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Доктор психологических наук Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения обеспечивают проявление большей активности обучающихся, чем традиционные. Так экспериментально установлено, что в памяти человека остается до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.
Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать обучающихся, я использую на своих уроках следующие методы:
Блиц-опрос для: актуализации знаний, полученных ранее; определения уровня понимания и усвоения. В соответствии с задачами опроса определяется место блиц-опроса в структуре урока, чаще всего это этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала или первичная проверка понимания учащимися нового материала, итоговый опрос.
«Кластер» (в переводе означает пучок, созвездие). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить их новыми. Последовательность действий при составлении кластера проста и логична. В центре доски пишется слово или предложение, которое становится главным. Вокруг «набрасываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, ассоциации, подходящие для данной темы. В итоге образуется структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле. На уроке литературы во время изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» создается такой кластер:
Родион Раскольников
– Портрет
– Описание каморки
– Отношение к Соне
– Отношения с матерью и сестрой
-Смысл теории Раскольникова
– Отношение к Мармеладову
– Отношение с каторжниками
– Раскольников и Разумихин
Кластер может быть использован на разных этапах урока.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Использовать синквейн удобно на уроках литературы для составления характеристики героя.
Марья Болконская
– добрая, скромная
– заботится, верит, любит
– смысл жизни видит в самопожертвовании
– христианка
Этот метод присутствуют у меня при объяснении, закреплении, обобщении знаний, самостоятельной работе.
Инсерт (чтение с пометами). Это приём такой маркировки текста, когда студенты значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Данный метод обязывает обучающегося не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями
Полученные новые сведения оформляются в виде таблицы:
Знаю | Узнал Новая информация | Хочу узнать Не согласен |
Интересным заданием для студентов является создание презентаций. При создании презентации, предположим, на тему: «Жизненный и творческий путь А.Н. Островского» ребята не только систематизируют факты из биографии писателя, но и анализируют произведения. Презентации, созданные обучающимися, в дальнейшем использую как методический материал на уроке в другой группе.
Не менее актуальным заданием является составление кроссвордов. После изучения таких произведений, как «Война и мир» Л.Н. Толстого кроссворды применяю и как творческое домашнее задание, и как материал для актуализации опорных знаний. Они хороши и на любом этапе урока русского языка и литературы.
Часто предлагаю студентам нарисовать иллюстрации к изученному произведению. Наиболее удачные из них использую в последующем на уроках в качестве наглядного материала.
Метод незаконченного предложения. С помощью данного метода можно осуществить проверку усвоенных знаний на уроке. Для этого пишу начало предложений на доске. Студенты строят короткое высказывание (2-3 предложения), чтобы закончить мысль.
Например:
-Я уверен(а), что рассказ А.П. Чехов «Хамелеон» актуален и сегодня, так как….
– Я понял(а), что роман Л.Н. Толстого «Война и мир» …
– Мне хотелось бы сказать о Евгении Базарове…
Практическая часть (работа в группах).
Повторение базового материала по теме «Морфема»
Блиц-опрос
- Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения… (корень)
- Раздел науки о языке, изучающий части слова – (морфема)
- С помощью приставки в русском языке образуются … (новые слова)
- Слово учитель образовано от слова … (учить)
- Слова, состоящие из двух или более корней, называются … (сложными)
- Минимальная значимая часть слова, не подлежащая дальнейшему членению, называется… (морфема)
- Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении, называется… (окончанием, флексией)
- Основа, от которой образовано слово, называется … (производящей)
- Выделение значимых частей слова цель …. разбора (морфемного)
- Морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова или нового слова, называется…(постфикс)
- Формы слова в русском языке образуются при помощи …(окончаний)
- Назовите приставки, правописание которых зависит от значения … (пре-, при-)
- Слова бумажный, дружески образовано при помощи … (суффикса)
- Какие слова не имеют окончаний? (наречия, деепричастия, служебные части речи)
– Уважаемые коллеги, попробуем составить с вами синквейн по теме нашего мастер-класса, взяв за основу слово МЕТОД.
– Предлагаю вам на имеющихся у вас карточках создать кластер на тему «Активные методы обучения».
Презентации результатов практической работы (по группам)
-Давайте проверим, что у вас получилось.
Как видим, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Преподавателю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить обучающегося мыслить, привить ему навыки практических действий.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Прошу закончить данные предложения:
1. На мастер-классе я…
2. Я возьму в свою методическую копилку…
3. Я бы хотел(а) посоветовать…
Завершить свой мастер-класс хочу словами немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Голубкова О.А. Использовние активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 1998. -42 с.
2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования/ М.Н. Гуслова М.: Изд. центр «Академия», 2011. –288 с.
Интернет – источники:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Методы_обучения
2. http://pedsovet.su/
3. http://nsportal.ru/
4. http://informio.ru/
5. https://урок.рф/library/aktivnie_metodi_obucheniya_165223.html
6. http://dates.gnpbu.ru/3-8/Emeljanov/emeljanov.html
7. http://festival.1september.ru/articles/419956/