АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Жусупова Марияш Калиевна

Преподаватель русского языка и литературы

Высший казахский гуманитарно-технический колледж

Мастер – класс

Цель: научить применять активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

1.Познакомить коллег с понятием АМО.

2.Составить представление о классификации АМО.

3.Показать конкретные примеры использования АМО на уроках.

 4.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Аудитория:  преподаватели-предметники.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация мастер-класса, карточки-задания.

Ход мастер -класса:

Орг. момент.

 Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте!

 «Здравствуйте!» – не просто слово,

В нём добродушие и свет.

Оно – общения основа

Пусть будет каждый им согрет.

Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс всем нам  много положительных эмоций, и мы остались бы  довольны, проведённой работой. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность,  высказывать своё мнение..

Сообщение темы.

– В качестве эпиграфа к нашей встрече хочу взять слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Каждый преподаватель мечтает, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Подростки зачастую так информированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно. Вот и встают перед каждым из нас вопросы: Как донести учебный материал до студента? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Все эти вопросы связаны с нахождением наиболее продуктивных методов обучения.

Тема нашего мастер-класса: «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения, возможность их применения на различных этапах урока.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Доктор психологических наук Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения обеспечивают проявление большей активности обучающихся, чем традиционные. Так экспериментально установлено, что в памяти человека остается до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать обучающихся, я использую на своих уроках следующие методы:

Блиц-опрос для: актуализации знаний, полученных ранее; определения уровня понимания и усвоения. В соответствии с задачами опроса определяется место блиц-опроса в структуре урока, чаще всего это этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала или первичная проверка понимания учащимися нового материала, итоговый опрос.

 «Кластер» (в переводе означает пучок, созвездие). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить их новыми. Последовательность действий при составлении кластера проста и логична. В центре доски пишется слово или предложение, которое становится главным. Вокруг «набрасываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, ассоциации, подходящие для данной темы. В итоге образуется структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле. На уроке литературы во время изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» создается такой кластер:

Родион Раскольников

– Портрет

– Описание каморки

– Отношение к Соне

– Отношения с матерью и сестрой

-Смысл теории Раскольникова

– Отношение к Мармеладову

– Отношение с каторжниками

– Раскольников и Разумихин

Кластер может быть использован на разных этапах урока.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Использовать синквейн удобно на уроках литературы для составления характеристики героя.

Марья Болконская

– добрая, скромная

– заботится, верит, любит

– смысл жизни видит в самопожертвовании

– христианка

Этот метод присутствуют у меня при объяснении, закреплении, обобщении знаний, самостоятельной работе.

Инсерт (чтение с пометами). Это приём такой маркировки текста, когда студенты значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Данный метод обязывает обучающегося не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями

Полученные новые сведения  оформляются в виде таблицы:

ЗнаюУзнал Новая информацияХочу узнать Не согласен

Интересным заданием для студентов является создание презентаций. При создании презентации, предположим, на тему: «Жизненный и творческий путь А.Н. Островского» ребята не только систематизируют факты из биографии писателя, но и анализируют произведения.  Презентации, созданные обучающимися, в дальнейшем использую как методический материал на уроке в другой группе.

Не менее актуальным заданием является составление кроссвордовПосле изучения таких произведений, как «Война и мир» Л.Н. Толстого кроссворды применяю и как творческое домашнее задание, и как материал для актуализации опорных знаний. Они хороши и на любом этапе урока русского языка и литературы.

Часто предлагаю студентам нарисовать иллюстрации к изученному произведению. Наиболее удачные из них использую в последующем на уроках в качестве наглядного материала.

Метод незаконченного предложения. С помощью данного метода можно осуществить проверку усвоенных знаний на уроке. Для этого пишу начало предложений на доске. Студенты строят короткое высказывание (2-3 предложения), чтобы закончить мысль.

Например:

-Я уверен(а), что рассказ А.П. Чехов «Хамелеон» актуален и сегодня, так как….

– Я понял(а), что роман Л.Н. Толстого «Война и мир» …

– Мне хотелось бы сказать о Евгении Базарове…

Практическая часть (работа в группах).

Повторение базового материала по теме «Морфема»

 Блиц-опрос

  1. Общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения… (корень)
  2. Раздел науки о языке, изучающий части слова – (морфема)
  3. С помощью приставки в русском языке образуются … (новые слова)
  4. Слово учитель образовано от слова … (учить)
  5. Слова, состоящие из двух или более корней, называются … (сложными)
  6. Минимальная значимая часть слова, не подлежащая дальнейшему членению, называется… (морфема)
  7. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении, называется… (окончанием, флексией)
  8. Основа, от которой образовано слово, называется … (производящей)
  9. Выделение значимых частей слова цель …. разбора (морфемного)
  10. Морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова или нового слова, называется…(постфикс)
  1. Формы слова в русском языке образуются при помощи …(окончаний)
  2. Назовите приставки, правописание которых зависит от значения … (пре-, при-)
  3. Слова бумажный, дружески образовано при помощи … (суффикса)
  4. Какие слова не имеют окончаний? (наречия, деепричастия, служебные части речи)

– Уважаемые коллеги, попробуем составить с вами синквейн по теме нашего мастер-класса, взяв за основу слово МЕТОД.

– Предлагаю вам на имеющихся у вас карточках создать кластер на тему «Активные методы обучения».

Презентации результатов практической работы (по группам)

-Давайте проверим, что у вас получилось.   

Как видим, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Преподавателю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить обучающегося мыслить, привить ему навыки практических действий.

Рефлексия

-Уважаемые коллеги! Прошу закончить данные предложения:

1. На мастер-классе я…

2. Я возьму в свою методическую копилку…

3. Я бы хотел(а) посоветовать…

Завершить свой мастер-класс хочу словами немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1. Голубкова О.А. Использовние активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 1998. -42 с.

2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования/ М.Н. Гуслова М.: Изд. центр «Академия», 2011. –288 с.

Интернет – источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Методы_обучения

2. http://pedsovet.su/

3. http://nsportal.ru/

4. http://informio.ru/

5. https://урок.рф/library/aktivnie_metodi_obucheniya_165223.html

6. http://dates.gnpbu.ru/3-8/Emeljanov/emeljanov.html

7. http://festival.1september.ru/articles/419956/