ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Томанова Тоты Балгабаевна

мaгистрант, Кoкшетaуский университет им. A. Мырзaхметoвa, г. Кoкшетaу, Кaзaхстaн

Захлебаева Виктория Викторовна

ст. преподаватель кафедры СПД, Кoкшетaуский университет им. A. Мырзaхметoвa, г. Кoкшетaу, Кaзaхстaн

Aннoтaция: В данной статье анализируются особенности направленное на изучение методов и подходов к помощи подросткам с делинквентным поведением в интеграции в общество. Делинквентное поведение включает в себя акты правонарушений, противоречащие нормам и законам общества. В данной работе рассматриваются различные аспекты этого явления, включая причины и факторы, способствующие делинквентному поведению, а также методы и стратегии психолого-педагогической поддержки, направленные на социализацию этих подростков. Авторы исследования обращают внимание на важность индивидуального подхода к каждому подростку, учитывая его уникальные потребности и особенности. Результаты исследования могут быть полезны как для специалистов в области психологии и педагогики, так и для социальных работников, работающих с подростками с делинквентным поведением.

Делинквентное поведение подростков является многогранным явлением, которое требует комплексного подхода со стороны специалистов, работающих в области психологии и педагогики. В последние десятилетия наблюдается увеличение числа подростков, проявляющих агрессивное, противозаконное или социально неприемлемое поведение, что представляет серьезную угрозу как для самих подростков, так и для общества в целом.

По мнению большинства исследователей делинквентное поведение является разновидностью девиантного поведения. Таким образом, под делинквентным поведением нами понимается такое поведение несовершеннолетнего, которое противоречит правовым нормам и угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. Рассматривая возрастной диапазон подростков, совершающих противоправные поступки, отметим, что в возрасте 5 – 12 лет дети более склонны к проявлению насилия по отношению к сверстникам, младшим детям, животным; для них характерны мелкое хулиганство, воровство, поджоги. В то время как для старших подростков (с 13 лет) преобладают такие формы как вандализм, грабежи, насилие, торговля наркотиками.

Методы и стратегии психолого-педагогического сопровождения:

Индивидуальный подход: Каждый подросток уникален, и эффективное сопровождение его социализации требует индивидуального подхода. Это включает в себя проведение индивидуализированных психологических и педагогических диагностик, а также разработку персонализированных программ поддержки.

Системный подход: Важно не только работать с подростком самим, но и взаимодействовать с его окружением – семьей, школой, сообществом. Системный подход позволяет создать благоприятные условия для социализации подростка и уменьшить негативное воздействие его социальной среды.

Развитие социальных навыков: Одним из ключевых аспектов сопровождения социализации является развитие социальных навыков у подростка. Это включает в себя тренинги по коммуникации, развитию эмпатии, управлению конфликтами и другим аспектам, способствующим успешной адаптации в обществе.

Огромное значение на возникновение асоциального поведения оказывают внешние обстоятельства: – воспитание в семье «высокого социального риска» с тяжелым психологическим климатом (алкоголизм, наркомания);-фактическая беспризорность, неблагоприятное положение подростка в семье;-ошибки семейного воспитания (отвержение, чрезмерная опека, избалованность, жестокость, критичность к любым проявлениям самостоятельности подростка); -отсутствие друзей, отвержение в учебной группе (озлобленность, агрессивность);-неудачи в учебе, общении, межличностных отношениях с друзьями и родными. Обучение способам преодоления трудностей во взаимоотношениях с окружающими, выявление поведенческих проблем, приводящим к тем или иным сложностям в общении, способствует предупреждению асоциального поведения, формированию здорового образа жизни.

Вызовы и перспективы:

Несмотря на значимость психолого-педагогического сопровождения в социализации подростков с делинквентным поведением, существует ряд вызовов, с которыми сталкиваются специалисты:

Нехватка ресурсов: Ограниченные финансовые и человеческие ресурсы могут стать препятствием для эффективного проведения программ сопровождения.

Отсутствие координации: Нередко специалисты из разных областей (психология, педагогика, социальная работа) работают изолированно друг от друга, что затрудняет координацию помощи подростку.

Сложность изменения поведенческих паттернов: Делинквентное поведение часто укореняется в глубоких психологических и социальных проблемах, что делает его изменение долгосрочным и сложным процессом.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением играет ключевую роль в предотвращении социальной изоляции и помощи подросткам в успешной адаптации в обществе. Несмотря на вызовы, стоящие перед специалистами, современные методы и стратегии позволяют эффективно поддерживать подростков на этом пути. Дальнейшие исследования и разработка инновационных подходов могут улучшить результаты работы в этой области.

Список литературы

  1. Рыжова О.С. Учебно-методический комплекс на модульной основе Социальная помощь молодежи с девиантным и делинквентным поведением. – Электронное издательство «Директ-Медиа», 2014. – 21 с.
  2. Рябыкин Ф.К. Криминология и предупреждение преступности. – М., 1993.
  3. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – С. 39–53.
  4. Садыбеков Бахытжан. Министерство юстиции РК «О ювенальной юстиции в Республике Казахстан» 195. 21.06.2007, обновлено 02.12.2014. «Юридическая газета».
  5. Акажанова А.Т. Психология девиантного поведения несовершеннолетних: теория и практика. – Издательство «Ценные бумаги», 2011. – 302 с.