Центральный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население.

Сухарева Наталья Николаевна – учитель технологии общеобразовательной школы

имени Б. Амалбекова, п. Атасу, Жанааркинский район, Карагандинская область

Тема урока: Центральный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население.

Цель урока: Рассмотреть вклад Центрального Казахстана в развитии экономики и инфраструктуры    Республики Казахстан.

Задачи урока: Изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Совершенствовать умение учащихся анализировать экономические карты, давать экономико-географическую характеристику региона.

Развивать познавательную самостоятельность учащихся.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, физическая и политико-административная карты Казахстана, географический атлас, контурные карты, учебник автор В.В. Усиков, Т.Л. Казановская.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, с элементами уровневой дифференциации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Я желаю всем доброго начала дня.

Надеюсь, что на уроке вы будете внимательны и активны.

Верю, что с темой урока все справятся на «хорошо» и «отлично».

  1. Проверка домашнего задания.

А) Подбери определение

Б) Как, вы думаете, чья фотография находится в конверте?

Известный географ, заложивший основы советской экономической географии, большое внимание уделил вопросу о воздействии человеческого общества на природу, о её превращении в природную среду. (Н. Н. Баранский)

В) Не глядя на карту, ответьте на вопросы:

  1. Какая область располагается к северо-западу от Кызылординской области?

2.Какая область находится восточнее Актюбинская или Карагандинская?

  1. С какой областью граничит Карагандинская область на востоке?
  2. Какая область Северного района имеет общую границу только с Россией и не граничит с другими районами Казахстана?

Г) Распределите города на группы:

Астана, Караганда, Усть-Каменогорск, Алматы, Тараз, Павлодар, Шымкент, Костанай, Актобе, Кокшетау, Актау. По каким группам вы их распределили и почему сделали такой выбор?

Д) Впишите областные центры района:

Атырауская область-Атырау

Западно-Казахстанская область-Уральск

Акмолинская область-Кокшетау

Мангистауская область-Актау

Е) Семантическая карта (+; -)

  1. Изучение нового материала.

Центральный Казахстан-самый безводный регион страны: он удалён от морей, и даже крупные реки «обходят» его стороной.

     Задание: Определим состав района и отметим область на контурной карте.

Задание. Пользуясь текстом учебника и картой атласа, составьте визитную карточку экономического района.

С какими экономическими районами граничит Центральный район?

Задание:

-Оцените ЭГП и природные условия Центрального Казахстана, определите отличительные черты ЭГП и сделайте вывод.

Природные условия-это совокупность географической среды, природных ресурсов и других компонентов географической среды.

Сары-Арка… Она лежит как в золотых лучах,

Та золотая колыбель, где начал жить казах.

Страна лугов, отчизна гор и край шумливых рек…

Взойди на холм-и поразит тебя степной размах.

Касым Аманжолов.

Основные элементы ЭГП: транспортное (на перекрёстке железных и автомобильных дорог); соседское (граничит с четырьмя районами и девятью областями), положение по отношению к сырьевым и топливным базам (железным рудам Костаная, сельскохозяйственным районам Севера и Юга), важнейшим ТПК (Павлодар-Экибастузскому, Рудно-Алтайскому, Каратау-Таразскому, Мангистаускому)

Недостатки: отсутствие границ с другими республиками, что затрудняет внешнеэкономические связи.

Определим природные ресурсы Центрального экономического района:

Задание:

Работая с картами атласа и текстом учебника. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным и водным ресурсам района. Сделайте вывод.

По карте района учащиеся определяют, что в Центральном Казахстане:

  1. Минеральные ресурсы:

А) добыча угла- Карагандинский бассейн

Б) железная руда- Каражал

В) медь- Жезказганском и Прибалкашской группе месторождений

Г) вольфрам и молибден-месторождения Верхние Кайракты, Караоба, Южный Жаур

Д) нефть и газ- Южно-Торгайском нефтегазоносном бассейне

  1. Агроклиматические и земельные ресурсы (условие для развития АПК)

А) сельскохозяйственные угодья  Пастбища   Пашни.

Физкультминутка

Север-юг, запад-восток

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

  1. Водные ресурсы:

Район обеспечен недостаточно

Крупное пресно-солёное озеро Балхаш

Крупные реки-Нура, Торгай, Сарысу

Водохранилище- Самаркандское (площадь 82 кв.км) и Шерубайнуринское (площадь 38 кв.км.). На реке Кенгир- Кенгирское (38 кв.км) и Жездинское (18 кв.км.)

  1. Лесные ресурсы

Незначительны, водоохранное и рекреационное значение.

Каркаралинский национальный парк.

Решение проблемного задания.

В администрацию одного из районов Карагандинской области поступило заявление от Е.С. Текебаева с просьбой выделить участок для ведения фермерского хозяйства. В обосновании просьбы Текебаев Е.С. написал, что он собирается выращивать сахарную свеклу, табак, бахчевые культуры, разводить КРС молочного направления.

Выделили бы, вы Текебаеву Е.С. землю по этому заявлению? Обоснуйте своё решение.

(Нет, т.к. все перечисленные культуры- теплолюбивые и влаголюбивые, а проблема №1 Центрального Казахстана-недостаток воды. Кормовая база Центрального Казахстана больше подходит для развития овцеводства, а не КРС)

Вывод: Условия для развития сельского хозяйства в Центральном Казахстане менее благоприятные, чем для развития промышленности.

Население.

Задание:

-Самостоятельно прочитать текст о населении региона (стр.226) и составить визитную карточку населения региона.

3 главные особенности

Центр-самый малолюдный район республики (1,34 млн.чел)

Самый «женский» (Соотношение женщин и мужчин-1119:1000)

Самый «городской» (степень урбанизации 85%)

Уровень безработицы-6,9%

Этносы: казахи, русские, украинцы, немцы, татары, белорусы, корейцы.

Занятость населения:

27%-в промышленности

21%-на предприятиях обрабатывающих отраслей.

     Данные по Жанааркинскому району.

Вывод: В целом Центральный Казахстан имеет богатую минеральную базу, но испытывает недостаток водных ресурсов. Большая часть населения занята в промышленности.

Контрольно-оценочный этап

Закрепление: тесты

  1. Среди перечисленных областей, выделите область Центрального Казахстана:

А) Акмолинская область; Б) Карагандинская область; В) Актюбинская область

  1. Центральный район занимает площадь

А) 428 тыс.кв.км. Б) 712 тыс.кв.км  В) 900 тыс.кв.км

  1. Население района от населения Казахстана составляет:

А) 1,3 млн.чел. Б) 4,2 млн.чел. В) 8,5 млн.чел

  1. Удельный вес городского населения составляет:

А) 50% Б) 72% В) 85%

5.Особенности хозяйства Казахстана в первую очередь определяются:

А) богатством и разнообразием минеральных ресурсов;

Б) количеством и качеством трудовых ресурсов;

В) сложившейся транспортной системой.

  1. К наиболее богатым природным ресурсам Центрального Казахстана относятся:

А) минеральные ресурсы; Б) водные ресурсы; В) агроклиматические ресурсы.

  1. Определите отрасли специализации Центрального Казахстана:

А) топливно-угольная промышленность, металлургия;

Б) химическая промышленность, машиностроение;

В) угольно-металлургическая, химическая промышленность, машиностроение.

  1. Коксующий уголь Караганды используется в основном:

А) в электроэнергетике;

Б) в чёрной металлургии.

  1. Центрами медной промышленности являются города:

А) Жезказган, Балхаш

Б) Караганда, Темиртау.

  1. Крупные города Центрального Казахстана:

А) Карсакпай, Жезды, Абай;

Б) Жезказган, Темиртау, Коунрад;

В) Караганда, Жезказган, Балкаш.

 

Составить синквейн

1 строка-слово существительное

2 строка-2 прилагательных

3 строка-3 глагола

4 строка-4слова выражающих понимание предмета

5 строка-одно слово синоним.

Выберите признаки, характерные для природных ресурсов Центрального Казахстана

А) жемчужина минерального царства

Б) добыча минеральных ресурсов началась в 30-е годы

В) освоение природных ресурсов началось в 18 веке

Г) в районе разрабатываются разнообразные виды ресурсов

Д) богатство водными ресурсами

Е) природные ресурсы способствуют развитию хозяйства региона

Ж) главное богатство района: уголь, руды чёрных и цветных металлов

З) почвы обладают высоким плодородием.

 

География в цифрах.

5; 428; 3; 1; 1339; 14; 85; 453; 115; 160; 11.

Рефлексия.

  1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?
  2. Было ли тебе интересно?
  3. Сумел ли ты получить новые знания?
  4. Ты был активен на уроке?
  5. Учитель был внимателен к тебе?
  6. Ты сумел показать свои знания?

 

Домашнее задание: параграф 20 с.224-229; задание 1.2.

Подготовить информацию о городах Центрального Казахстана.

Ваша точка зрения:

  1. Останется ли Центральный Казахстан индустриальным?
  2. Целесообразно ли создание в Центральном Казахстане нефтеперерабатывающего завода?

 

Итоги урока. Выставление оценок.