Формирование и механизмы осуществления инвестиционной политики государства

Тен Н.В.

КарГТУ

Тема 9 Формирование и механизмы осуществления инвестиционной политики государства

План лекции

1 Инвестиции и инвестиционная концепция

  1. Иностранные инвестиции
  2. Принципы и основные направления регулирования инвестиционной сферы.

4 Инвестиционный фонд Казахстана

  1. Государственная поддержка инвестиций
  2. Инвестиционный климат и его составляющие.

 

1    Инвестиции и инвестиционная концепция

Инвестиционный процесс – это многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию реального капитала общества. Он имеет самое непосредственное отношение к динамике экономической системы.

В экономической литературе нет однозначного толкования сущности понятия «инвестиции». Существующие взгляды можно условно разделить на два направления. Первое направление относит к инвестициям только те вложения, которые способствуют приросту реально функционирующего капитала нации. При таком понимании сути инвестиций, во-первых, объектом инвестиций выступает только реальный производственный аппарат общества, а субъектом – государство и предприниматели, функционирующие только в производительной сфере. А инвестиционный процесс предстает как производительный процесс возрастания функционирующего капитала нации. Во-вторых, отражает более длительный срок их оборачиваемости и окупаемости; в третьих, не оставляет места обыденному толкованию инвестиций, при котором любые вложения средств с целью получения прибыли считаются инвестированием.  Например, покупка  акций,  облигаций, недвижимости и т.д., при которых первоначальные вложения возрастают по различным причинам.

Видный американский ученый П.Самуэльсон пишет об этом: «…в нашем повседневном языке слово «инвестиции» не всегда имеет то значение, какое ему придается в экономических дискуссиях. Мы называем «чистым инвестированием» или капиталообразованием то, что представляет собой чистый прирост реального капитала общества (здания, оборудование, материально-производственные запасы и т.д.). Обыватель же говорит об «инвестировании», когда он покупает участок земли, находящиеся в обращении пенные бумаги, или любой титул собственности.,,. Чистое инвестирование имеет место лишь тогда, когда создается новый реальный капитал».

Однако в большинстве научных работ современных экономистов преобладает именно такое понимание сущности инвестиций: под инвестициями понимаются любые вложения, приносящие их владельцам определенный доход. Согласно этой позиции, инвестиции подразделяются на финансовые, реальные и интеллектуальные.

В Законе РК  «Об инвестициях»,  11.01.2003 , Казахстанская правда) –

Инвестиции – все виды имущества, включая предметы лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности

Финансовые инвестиции – это вложения в финансовые инструменты, т.е. вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, банковские депозиты и т,д.

Реальные инвестиции – это вложения капитала в производство какой-либо продукции, т.е. вложения, обеспечивающие увеличение реального капигала общества.

Интеллектуальные инвестиции – это вложения в подготовку специалистов, передача опыта, лицензии, ноу-хау, совместные научные разработки и т.д.

Такое расширительное толкование сущности инвестиций видоизменяет не только характер самой инвестиционной деятельности, но и значительно расширяет круг объектов и субъектов инвестиционной деятельности, обусловливает принципиально иную роль инвестиций в национальной экономике, определяет соответствующую инвестиционную политику.

2  Иностранные инвестиции

В развитии экономики любой страны немаловажное значение имеет привлечение иностранных инвестиций. В Казахстане создана законодательно обеспеченная система по привлечение иностранного капитала. Чтобы представить Казахстан в глаза мирового сообщества как привлекательное место для вложения инвестиций, где строго соблюдаются законы, гарантируется их возвратность,  в 1998 году был создан Государственный комитет по инвестициям. На этот комитет были возложены функции по предоставлению зарубежным инвесторам подробную информацию о нуждающихся в зарубежном инвестировании проектах, по привлечению инвестиций в Казахстан в соответствии со списком наиболее важных производств. С 27.10.1994 года действует Закон РК ««Об иностранных инвестициях»» определяющий правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в РК. 28.02.1997 принят закон РК ««О государственной поддержке прямых инвестиций» и т.д. В 1992-1995 гг. согласно специальным исследованиям, проведенным ООН, Казахстан, Россия и Венгрия,  являлись самыми привлекательными странами для зарубежных инвесторов. На долю Казахстана приходилось 39% всех инвестиций по сделкам, заключенным с этими странами.  Основная доля иностранных инвестиций продолжает направляться в добывающие отрасли – нефтегазовую (50,3% в 2004 г.), энергетику (18%),  металлургию. Иностранные инвесторы участвуют в реализации крупнейших нефтегазовых проектов Казахстана. Благодаря приватизации государственных нефтедобывающих предприятий в 1990-е годы в нефтегазовую отрасль были привлечены значительные инвестиции, в результате чего Казахстан по этому показателю на постсоветском пространстве вышел в лидеры. Наиболее крупно в проектах на территории Казахстана представлены нефтяные компании из США, Италии, Франции, России, Китая.

Учитывая роль, которую играет нефтяная отрасль в экономике Казах­стана, можно сказать, что иностранные инвестиции предопределили успешное экономическое развитие страны и то место, которое республика занимает сегодня в мировой экономике.
Вклад компании в экономику Казахстана – это зарплата национальных кадров, оплата товаров и услуг местных компаний, оплата тарифов за услуги государственных предприятий, а также налоги и роялти, которые выплачиваются в бюджет государства. Благодаря иностранным инвестициям значительно вырос объем добычи нефти в Казахстане: с 20 млн. тонн в 1992 году до почти 80 млн. тонн в 2010 году. В результате участия иностранных инвесторов в строительстве экспортных трубопроводов существенно укреплен экспортный потенциал страны. В настоящее время при самом непосредственном участии иностранных инвесторов ведется освоение углеводородных ресурсов в казахстанском секторе Каспийского моря. Ими привнесены в Казахстан уникальный опыт и технологии разведки и разработки нефти и газа. Учитывая существующие на Каспии условия – мелководье, покрывающееся зимой льдами, – без привлечения иностранных инвесторов освоение каспийских углеводородных ресурсов было бы невозможно обеспечить собственными силами.
Нельзя недооценивать и мультипликативный эффект, который оказывает нефтегазовая отрасль на развитие других отраслей экономики Казахстана.
Например, проект ТШО, помимо добычи нефти, занимается выработкой и другой высококачественной продукции. Весь объем сжиженного газа перерабатывается для производства пропана и бутана европейского качества, в основном, для экспорта. В Тенгизе планомерно наращивается производство гранулированной серы, которая успешно  реализуется на рынках Китая, России, Казахстана, Узбекистана и стран, расположенных на Средиземном море. В 2010 году продажа серы достигла 3,6 миллиона тонн. Запасы серы на картах за 2010 год сократились на 1,25 млн. тонн и составляют 5,4 млн. тонн (пять лет назад складированные запасы серы превышали 9 млн. тонн). В дальнейшем ТШО намерено продолжать работу по увеличению объемов отгрузки серы с Тенгиза в соответствии с требованиями по охране окружающей среды.
В 2008 году ТОО «Тенгизшевройл» завершило осуществление одного из самых крупных технических проектов в истории компании: строительство производственных объектов по обратной закачке газа в нефтяные пласты и завода второго поколения.  Его реализация существенно расширяет стратегические перспективы компании и уже вывело ТШО на уровень добычи 25,9 млн. тонн нефти в год.

Таблица  Иностранные инвестиции в нефинансовые секторы по отраслям экономики РК (млрд.тенге)

Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Всего по отраслям 293,3 379,9 455,1 529,1 535,7 587,7
Сельское хозяйство 0,813 0.547 0,153 0,927 0.402 0,296
Промышленность 222,8 331,5 345,5 365,5 326,5 314,6
Горнодобывающая 154,1 289,0 195,0 314,1 271,8 237,8
Обрабатывающая 58,2 38,1 44,2 42,3 49,2 72,1
Строительство 12,7 1,6 7,1 8,3 9.6 15,4
Торговля, ремонт автомобилей 19,5 12,4 3,8 14,5 6,0 8,9

3 Принципы и основные направления регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционного процесса – это  система  мер  законодательно-правового,  исполнительного и контролирующего    характера,    осуществляемых    государственными управленческими органами для стимулирования инвестиционной активности и экономического роста.

К основным принципам можно отнести следующие:

– экономической безопасность;

– реализация инвестиционных целей государства;

– этапность и приоритетность направлений использования инвестиционных ресурсов;

– невмешательство органов государственной власти и управления, общественных организаций, юридических лиц и граждан в инвестиционную деятельность, не противоречащую действующему законодательству;

– добровольность инвестирования;

– равноправие любых инвесторов независимо от форм собственности « видов деятельности;

– защищенность инвестиций;

– свобода выбора критериев при осуществлении  инвестиционной

деятельности;

– соблюдение прав, интересов граждан, юридических лиц и государства охраняемых законом.

Основными     направлениями     государственного     регулирования инвестиционной деятельности являются:

– Законодательно-правовое регулирование инвестиционной деятельности. Существует многочисленный и разнообразный набор правовых норм и актов, регулирующих основные аспекты  инвестиционной деятельности:  по иностранным инвестициям, налогообложению, конкурсному размещению инвестиционных ресурсов, бюджету развития, взаимоотношениям между участниками инвестиционных программ и т.д. В них четко определяются права собственности, гарантии соблюдения контрактов, правовые основы по защите прав инвесторов и другие важные проблемы, связанные с инвестиционной деятельностью.

– Создание соответствующей системы управления в виде специально уполномоченных органов в системе исполнительной власти, которые призваны регулировать, координировать и контролировать деятельность многочисленных участников инвестиционного процесса, В РК таким органом является Государственный комитет РК по инвестициям, созданный в 1996 году.

– Формирование   соответствующих   инвестиционных   институтов, определяющих эффективность и привлекательность инвестиционного климата в экономике.

-Разработка государственной инвестиционной стратегии и настройка всей

системы государственною регулирования на ее реализацию. В ней должны

найти свое отражение долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели

инвестиционной политики и определен комплекс мер. направленных на

мобилизацию всех имеющихся национальных инвестиционных ресурсов и

привлечение иностранного капитала. Все инструменты бюджетной,

налоговой, кредитной, денежной, внешнеэкономической политики

государства должны быть нацелены на решение поставленных задач.

Как видно отсюда, главной задачей инвестиционной политики является создание экономических условий долгосрочных инвестиций и привлечение иностранных капиталов. Мобилизация на этой основе средств позволит более интенсивно проводить структурную и технологическую перестройку экономики и обеспечить рост эффективности инвестирования

 

4 Инвестиционный Фонд Казахстана

     Инвестиционный фонд Казахстана является национальным институтом развития.  Целью деятельности Фонда является содействие в реализации индустриально – инновационной политики Республики Казахстан посредством осуществления и привлечения инвестиций в проекты перспективных организаций, оказания финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики. Задачами Фонда являются: 1) осуществление инвестиций в уставные капиталы вновь создаваемых, а также действующих организаций, производящих углубленную переработку сырья и материалов, выпускающих конкурентоспособную продукцию с использованием новых технологий, а также оказывающих производственные услуги перспективным организациям, осуществляющим свою деятельность в промышленности; 2) стимулирование частных инвестиций в несырьевой сектор экономики посредством софинансирования  Фондом инвестиционных проектов (осуществления инвестиций в уставные капиталы организаций) и участия в управлении этими проектами;  3) содействие повышению инвестиционной активности казахстанских организаций за рубежом посредством совместного финансирования инвестиционных проектов за пределами Республики Казахстан, обеспечивающих производственную кооперацию между отечественными и зарубежными организациями, развивающими дополняющие, смежные производства.

В настоящее время в инвестиционном портфеле Фонда находится 31 проект в наиболее приоритетных отраслях деятельности. Фонд осуществляет постоянное управление данными проектами через участие в органах управления компаний.

С момента создания Фонда (30 мая 2003 года) по 1 января 2011 года на рассмотрение в Фонд поступило 507 инвестиционных проектов на общую сумму 2 404,422 млрд. тенге. В том числе за 2010 год – 5 проектов на сумму 28,536 млрд. тенге, с запрашиваемой суммой участия от Фонда в размере 9,6 млрд. тенге.

Динамика поступления проектов на рассмотрение по годам.

 

4 Государственная поддержка инвестиций

В рамках Закона РК  «Об инвестициях» осуществляется государственная поддержка инвестиций.      Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирования инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, создание новых  и сохранение существующих рабочих мест, а также охрана окружающей среды.

Государственная поддержка заключается в предоставлении преференций.

Инвестиционные преференции предоставляются в приоритетных видах деятельности. По каждому приоритетному  виду деятельности Правительство утверждает максимальные объемы  инвестиций и сроки действия инвестиционных налоговых преференций.

Инвестиционные налоговые преференции предоставляются на срок, определяемый в зависимости от объемов инвестиций в фиксированные активы, но не более 5 лет.

Освобождение от таможенных пошлин:

  • при импорте оборудования и комплектующих, вводимых для реализации  инвестиционных проектов в случаях:

а) отсутствия на  территории РК аналогичных;

б) недостаточного их производства;

в)несоответствия производимых в РК комплектующих требованиям, предъявляемым проектами.

  • освобождение предоставляется сроком на 1 год с возможным продлением, но не более 5 лет с момента  регистрации  контракта

Государственные натурные гранты – имущество, являющееся собственностью РК, безвозмездно передаваемое в  собственность либо в землепользование  юридическому лицу РК для реализации инвестиционного проекта. В их качестве могут передаваться земельные земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, вычтехника, транспортные средства (за исключением легковых) и т.д. Максимальный размер гранта – не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица РК.

Инвестиционные налоговые преференции предоставляются по корпоративному подоходному  налогу, земельному налогу и налогу на имущество.

Преференции  по корпоративному подоходному налогу  дают налогоплательщику право относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов равными долями в зависимости от срока  действия преференций.

Инвестиционные налоговые преференции –  это предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода  налогоплательщиков , осуществляющих инвестиции в фиксированные активы с целью создания, расширения и обновления, освобождение от уплаты таких  налогоплательщиков от  уплаты налога на  имущество по вновь вводимых в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта,  а  также освобождение от  земельного налога по земельным участкам, приобретенных  и используемых для реализации  инвестиционного  проекта.

 

6  Инвестиционный климат и его составляющие

     Инвестиционный климат – это обобщенное выражение  состояния  инвестиционной сферы, на которую оказывают влияние политические, экономические, финансовые, социальные, организационно-управленческие, институциональные и другие факторы социально-экономического развития

страны.

Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется

чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или в худшую

сторону. Особенно это справедливо в условиях стран СНГ, которые находятся в поиске наиболее эффективных форм регулирования инвестиционной

деятельности.

Известно, что инвестирование сопровождается потенциальной выгодой и потенциальным риском, поэтому инвестиционный климат в стране определяют, с одной стороны, ее инвестиционный потенциал, а с другой – инвестиционный риск. И инвестиционный потенциал, и инвестиционный риск состоят из множества элементов. Так, инвестиционный потенциал определяется как взвешенная сумма частных потенциалов, среди которых потенциал:

– ресурсно-сырьевой,   который   характеризуется   обеспеченностью минерально-сырьевыми запасами природных ресурсов;

– трудовой, включающий трудовые ресурсы и их образовательно-квалификационный уровень;

-производственный, определяемый макроэкономическими результатами деятельности в основных отраслях и сферах экономики;

– инновационный, выражающий уровень НИОКР, внедрения достижений

– НТП;

– инфраструктурный,    определяемый    состоянием    транспортно-коммуникационной сферы и инвестиционных институтов;

– финансовый, дающий представление об объеме бюджетных доходов, прибыльности предприятий, доходах населения;

– потребительский,  выражающийся  в  покупательной  способности населения.

Инвестиционный   риск   характеризует   опасность   возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, имущества, денежных средств в связи с случайными изменениями условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами- В качестве его основных составляющих можно выделить следующие виды риска: экономический, финансовый,  политический, социальный, криминальный, законодательный,

экологический.

Уменьшение этих рисков составляет одно из магистральных направлений улучшения инвестиционного климата.

Инвестиционный климат страны отличается одними из лучших условий для ведения бизнеса.

Республика Казахстан первая среди стран СНГ получила рейтинги инвестиционного класса от международных рейтинговых агентств Moody’s (в 2002 году), Standard&Poor’s и Fitch (в 2004 году).

Казахстан включен в список 25 наиболее инвестиционно привлекательных стран согласно рейтингу международно-признанной консалтинговой компании AT Kearney.

Государство поставило перед собой задачу войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Сегодня Республика Казахстан занимает 61 позицию и намерена планомерно идти к поставленной цели.

 

Индикатор

Ведение бизнеса 2009 рейтинг страны Ведение бизнеса 2008 рейтинг страны Изменение рейтинга
Бизнес 70 80 +10
Регистрация предприятий 78 61 -17
Получение разрешений на строительство 175 176 +1
Наем рабочей силы 29 23 -6
Регистрация собственности 25 77 +52
Кредитование 43 61 +18
Защита инвесторов 53 49 -4
Налогообложение 49 47 -2
Международная торговля 180 181 +1
Обеспечение исполнения контрактов 28 28 0
Ликвидация предприятий 100 103 +3

 

Особое значение приобретает взаимодействие с иностранными партнерами на институциональной основе, что свидетельствует о пристальном внимании к иностранным инвесторам. Подтверждением тому является действующий с 1998 года Совет иностранных инвесторов (далее – СИИ), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В настоящее время в состав СИИ входит 21 руководитель крупных иностранных компаний, работающих в Казахстане.

Рекомендуемая литература

1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999

  1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
  2. Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
  3. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:

Экономика, 1998

Контрольные задания для СРС

Написать реферат на тему «Государственная политика РК в области привлечения и использования иностранных инвестиций»