Гимнастика мозга

Лошкомойникова Татьяна Юрьевна

Воспитатель

ГККП «Детский сад «Ертөстік» города Кокшетау при отделе образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области»

Аннотация. Не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей — нашего будущего, ухудшается с каждым годом. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.

В сообщении раскрываются понятия, особенности и возможности  кинезиологии и «Су Джок» терапии в ДОУ, как одних из лучших систем самооздоровления у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: кинезиология, «Су –Джок» терапия, гимнастика мозга, развитие умственных способностей через двигательные упражнения.

                                               «Гимнастика мозга – это ключ к развитию способностей ребёнка».

В. А. Сухомлинский.

В каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе педагогам потому, что очень подвижны и эмоциональны. Но чтобы разобраться, как работать с такими детьми, нужно понять почему они себя так ведут.

Задача каждого педагога заключается в создании условий для выявления, воспитания и развития индивидуальных личностных задатков детей, а также в создании микросреды, способствующей формированию и максимально полной реализации их способностей.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит более чем остро. Сегодня мы с вами знаем и используем в своей работе массу данных методик. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

И сегодня мне бы хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с такими методами, как Кинезиология и  Су – Джок терапия в работе с дошкольниками. Они считаются одними из лучших систем самооздоровления. Эти два метода тесно связаны между собой.

Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т. п,) могут быть следствием недостаточной работы мозга. В работе с детьми, немаловажную роль играет использование технологий и нетрадиционных методов. Очень хорошие результаты даёт использование кинезиологии и Су-Джок терапии.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Перед современными педагогами стоит задача всестороннего развития детей. Увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями, трудностями в адаптации ориентирует педагогов на поиск и применение новых методов и технологий.

И здесь, на помощь педагогам приходят методы кинезиологии и су джок терапии. Рассмотрим кинезиологию.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения, которые  улучшают работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллект. Она также способствует и развитию способностей человека. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся  эффект.

Цель кинезиологических упражнений:

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи этих упражнений:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Синхронизация работы полушарий головного мозга.
  • Развитие мелкой моторики рук, моторики тела.
  • Развитие умственных способностей.
  • Развитие психических  процессов (памяти, внимания, мышления)
  •  Коррекция речи.
  • Подготовка к письму и чтению.

Для результативности необходимо учитывать определённые условия:

  • Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
  • все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Виды кинезиологических упражнений:

  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения 
  • Телесные движения
  • Упражнение для развития мелкой моторики
  • Упражнения на релаксацию

Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей

деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.

В результате применения метода кинезиологии прослеживается положительная динамика в развитии интеллекта детей, улучшаются графические навыки и зрительно-моторная координация детей, формируется произвольность, улучшаются память, внимание, мышление и речь, активизируются познавательные процессы, снижается утомляемость.

Например: “Свеча” дыхательное.

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Кулак – ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.

Ну а теперь, продолжим дальше и рассмотрим следующую методику. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом». (И. Кант)

Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Развивая моторику, мы создаём условия для становления многих психических процессов. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.  Здесь нам на помощь приходит метод Су Джок терапии. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Что такое Су Джок?

В переводе с корейского языка «Су» – кисть, «Джок» – стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.

Су Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.

Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и педагогам в детском саду и дома самим родителям. 

Этот кругленький дружок, называется Су-Джок.

Этот шарик разноцветный, покатаем мы в руках.

Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках,

Если покатать его между ладонями – тут же ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Неоспоримыми достоинствами Су- Джок терапии являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект уже через несколько минут, а иногда и секунд.
  • Абсолютная безопасность – Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее – а самой природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция определённых точек приводит к излечению. А неправильное применение метода никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.
  • Универсальность – Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Доступность метода для каждого человека. Ваши руки и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.

Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот успокаивает гиперактивных.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажный мячик – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Массажные мячи применяют в игровых методах (сказки, стихи, разминки, игры и т. д.). В процессе игровой деятельности у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счет негладкой, пупырчатой поверхности мячей, которая прекрасно подходит для проработки стопы и ладоней.

Такой массаж оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка. Педагоги повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом, а дети повторяют.

Я мячом круги катаю. Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
 Развитие мелкой моторики у дошкольников будет успешно осуществляться при использовании различных видов деятельности, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами, которые позволяют  преодолевать имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Список используемой литературы:

  1. «Сто советов учителю» (в сокращении) В.А. Сухомлинский
  2. Креккер Т.Е. Использование элементов «Су Джок» терапии при обучении детей 5-6 лет звуковой культуре речи  / Республиканский научно – информационный методический журнал «Дана бала».Республиканский центр «Дошкольное детство». 2018.- №2 (14) – 74с.
  3. Подвиженко Е.В. Современные образовательные технологии – эффективное средство формирования личности дошкольника в условиях полиязычного развития / Республиканский научно – информационный методический журнал «Дана бала». Республиканский центр «Дошкольное детство». 2019.- №2 (18) – 30с.
  4. Бельгибаева Г.К., Қазангапова С.О. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом проведения «Су – Джок» терапии // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2(3ч). – С. 322-324;   URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6606
  5. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
  7. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон «Гимнастика мозга», 2015.