Государственное регулирование рациональной занятости и социальная защита населения

Тен Н.В.

КарГТУ

Тема 8 Государственное регулирование рациональной занятости и социальная защита населения.

План лекции

1  Демографическая  ситуация и трудовой потенциал общества.

  • Методы государственного регулирования занятости и рынка труда
  • Формы и основные причины безработицы. Роль государства в ее снижении
  • Экономическая роль социальной инфраструктуры. Взаимосвязь с уровнем человеческого развития.

5   Государственная политика РК в сфере социальной защиты

 

1 Демографическая  ситуация и трудовой потенциал общества.

Демографическое воспроизводство населения страны служит материальной основой трудового потенциала. Оно обеспечивает непрерывное возобновление количества людей, носителей экономических отношений и производственных качеств. Так, человек является субъектом социально-экономических отношений как качеств. Ибо он выступает в роли потенциального ресурса. В социально-экономической системе человек имеет способности к деятельности созидательной и весьма разнообразной.

Трудовой потенциал населения представляет совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов, определяющих количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности. Качественная характеристика трудового потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие.

Анализируя проблемы воспроизводства трудового потенциала, необходимо рассматривать проблему его взаимодействия с воспроизводством населения, в процессе которого и складываются параметры количества и качества трудоспособного населения. Под демографическим потенциалом понимается совокупность реальных поколений уже реализовавших социально-производственную и демографическую функции, а также еще не реализовавших их.

Численность населения Республики Казахстан является важным критерием устойчивого развития. В 2006 год она составила 15,3 млн.чел. Прирост по сравнению с 1999 годом равен 2,7%. Численность экономически активного населения составила в 2006 году 7,9 млн.чел, что в процентах от численности населения этого же периода = 51,6%. Численность занятого населения в 2006 году равна 7,26 млен.чел, что по сравнению с 1999 годом прирост равнялся 17%. Как видим, занятость в стране растет, что объясняется фактором экономического роста и осуществляемыми государством мерами и программами по ее увеличению. За 1995 – 2006 годы уровень безработицы снизился с 11 до 8,1%.

Низкая плотность населения (при значительной протяженности границ) всегда является фактором неустойчивости для развития государства. Несмотря на то, что значительная часть территории страны трудна для хозяйственного освоения и невозможно поставить задачу пропорционального заселения всех регионов Казахстана, все же численность населения следует поддерживать на определенном уровне, наращивая тем самым экономические возможности (в первую очередь решая проблемы рынка труда), сохраняя генетический и культурный потенциал казахстанцев среди соседствующих мировых наций, преодолевая нежелательную дифференциацию между регионами, вызванную, в частности, слабостью инфраструктуры и демографическими диспропорциями.
Наиболее оптимальным целевым уровнем численности населения является достижение 18 миллионов жителей к 2024 году. Для этого требуется довести показатель естественного прироста до 12,68 на 1000 человек населения к 2024 году (против 8,0 в настоящее время), среднюю продолжительность жизни – до 73 лет, поддерживать показатель рождаемости на уровне не ниже 22 родившихся на 1000 человек населения. Разрыв в средней продолжительности жизни мужского и женского населения должен быть снижен до 7,5 лет с нынешних 11 лет.   Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы  (Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года N 216) определены параметры изменения демографии населения.

Дальнейшее развитие казахстанского общества должно базироваться на формировании устойчивой демографической ситуации, характеризующейся повышением средней продолжительности жизни при пропорциональном росте рождаемости и сохранении доли трудоспособного населения в возрастной структуре.

2 Методы государственного регулирования занятости и рынка труда

Для достижения поставленных целей государственного дарственные регулирующие органы используют различные методы воздействия на состояние рынка труда, в составе которых различают две группы: (1) административные, или прямые; (2) экономические, или косвенные.

Из административных методов наиболее сильное и непосредственное влияние на состояние рынка труда оказывают:

– создание новых рабочих мест посредством использования для этого финансовых ресурсов из республиканского, региональных и местных  бюджетов, организация общественных, временных работ;

– изменение масштабов подготовки работников всех профессий, специальностей в государственных учебных заведениях (высших и средних), организация переподготовки кадров, повышения их квалификации;

– организация социальной защиты незанятого населения посредством установления определенного уровня пособий по безработице и выплаты их;

– организация помощи безработным в их трудоустройстве через

систему органов (служб) занятости;

– установление нормативного уровня минимальной заработной платы, обязательного для предприятий, организаций бюджетного и небюджетного секторов экономики;

– регулирование уровня заработной платы работников бюджетной

сферы посредством Единой тарифной сетки и др.

В условиях рыночной экономики в механизме государственного регулирования рынка труда приобретают экономические методы.

Для увеличения спроса на рабочую силу государство стимулирует усиление инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, расширение ее масштабов, проявляющееся в увеличении количества рабочих мест. С этой целью используются различные экономические рычаги, из которых наиболее сильнодействующие — изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяйствующих субъектов.

Экономические методы регулирования государство использует и относительно предложения рабочей силы, его структуры, осуществляя меры по совершенствованию системы оплаты труда, т.е. повышению ее стимулирующей роли, и добиваясь снижения оттока рабочей силы из отраслей, где заработная плата не выполняет свойственные ей функции. В отраслях бюджетного сектора совершенствование оплаты труда происходит посредством совершенствования тарифной системы. В отраслях небюджетного сектора государство может влиять на оплату труда посредством оптимизации  налоговых ставок на доходы предприятий (фирм) и таким образом оптимизации размера той части дохода, которая остается

в их распоряжении и используется для оплаты труда.

Один из методов регулирования оплаты труда в современных условиях — нормирование состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг) при исчислении налогооблагаемой базы (прибыли).

Оно препятствует включению в себестоимость элементов дохода и таким образом повышает обоснованность фактического объема дохода и той его  части, которая расходуется на оплату труда.

Большое влияние на желание работников трудиться на тех или иных предприятиях, в различных отраслях оказывают условия, состояние

охраны труда, ее эффективность. Государство, влияя на эти факторы, имеет возможность косвенно регулировать характер воздействия их на предложение рабочей силы.

Важным элементом механизма государственного регулирования рынка труда является прогнозирование влияния факторов, определяющих

состояние рынка труда: экономических, демографических, природно-климатических, миграционных и др. Их роль в механизме регулирования состоит в том, что результаты прогнозов определяют направленность, интенсивность, формы государственного воздействия на состояние общероссийского и региональных рынков. Например, если по результатам демографических прогнозов выявлены регионы, где ожидается высокий естественный прирост населения, то при наличии в этих регионах кризисной ситуации на рынке труда (значительное превышение предложения над спросом) вероятность еще большего обострения ситуации очень велика.

Большой объем регулирующего влияния осуществляется посредством

разработки и реализации комплексных целевых программ

— активного инструмента воздействия на состояние рынка труда. Их высокая эффективность определяется, во-первых, тем, что они направлены на решение конкретных взаимосвязанных проблем формирования цивилизованного, гибкого рынка труда.

Во-вторых, в программах определены источники всех ресурсов (материальных, финансовых и др.), которые необходимы для выполнения

заданий программы. В-третьих, в них определен состав участников и среди них — организации-исполнители и руководители, ответственные за выполнение отдельных стадий и всего объема работ программы. В-четвертых, в программах определены сроки, продолжительность отдельных этапов выполнения программы. Эти особенности позволяют сконцентрировать ресурсы многих источников, объединить усилия нескольких организаций, достичь высокого уровня организации работ и таким образом в кратчайшие сроки достичь целей программы и минимизировать затраты ресурсов.

 

3 Формы и основные причины безработицы. Роль государства в ее снижении

Безработица – социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда части экономического активного населения.

Формы безработицы

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие, вызывается несовершенством в техническом функционировании рынка труда, отсутствием информации о наличии рабочих мест и другими техническими причинами.

Структурная связана с нехваткой того или иного материального ресурса, с невозможность найти работу вследствие половозрастных особенностей, национальности, квалификации и других личностных свойств. В условиях быстро изменяющегося разделения труда структура предложения может не соответствовать структуре спроса на труд.

Технологическая  возникает в результате замены людей машинами. Особенно она заметна в странах, где НТП сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращая его в постоянное явление.

Институциональная  порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. (пример, высокие социальные выплаты, рост гарантированного минимума заработной платы).

Добровольная  обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать.

Скрытая безработица  обусловлена тем, что излишние работники используются в производстве (в сельском хозяйстве, промышленности, государственном аппарате).

Циклическая связана с колебаниями объема ВВП. Производство периодически испытывает спады, соответственно падает уровень занятости. Периоды оживления и подъема увеличивают занятость.

Безработные – граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, заработка (дохода), ищущие подходящую работу и готовые приступить к ней.

К естественной безработице относятся те формы, которые неустранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы.

Безработица и экономический рост связаны между собой обратной зависимостью. Если темпы роста реального ВНП увеличиваются, то безработица будет сокращаться. Закон Оукена устанавливает взаимосвязь между изменением нормы безработицы и темпами роста реального ВНП по следующей формуле:

Δ u = -0,4 (y – 2,5),

где   y- темпы роста реального ВНП (%);

  • норма безработицы.

Закон по существу определяет, что на каждый процент роста реального ВНП сверх 2,5%, имевшего место в этом году, произойдет снижение нормы безработицы на 0,4%.

В кейнсианской политике краткосрочной стабилизации используется кривая Филлипса, показывающая взаимосвязь между уровнем безработицы и инфляцией ( заработной платы). Инфляция выступает как плата за низкую безработицу и высокую занятость. Государство, используя бюджетные, налоговые и денежные инструменты экономической политики, переводит экономику в положение оптимального темпа инфляции и уровня безработицы.

Согласно концепции монетаристов, государство не должно вмешиваться в рынок труда, если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае его ошибочная политика занятости приведет к одновременному росту безработицы и инфляции (стагфляции). Вынужденную безработицу государство должно снизить до естественного уровня. В этих условиях его деятельность направлена на регулирование уровня и продолжительности безработицы (принятии трудового законодательства, установлении минимальных размеров зарплаты, принимает программы занятости, переподготовки, выступает посредником в спорах между субъектами трудовых отношений), а также социальную защиту населения.

4 Экономическая роль социальной инфраструктуры. Взаимосвязь с уровнем человеческого развития.

Социальная инфраструктура – совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Cоциальная инфраструктура характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общества), которое направлено на оптимизацию общественного развития, на реализацию всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию образа жизни. Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего общества.

Функции социальной инфраструктуры: 1 Воспитание подрастающего  поколения,  получение  квалификации, переквалификации (просвещение, образование);  2.  Увеличение продолжительности периода работоспособности  (здравоохранение); 3 Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);  4.  Обеспечение условий для отдыха работников,  повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Отрасли социальной инфраструктуры не участвуют непосредственно в создании конечной продукции, но они обеспечивают предпосылки для нормального развития производственного процесса. Роль социальной инфраструктуры состоит в том, что она способствует обеспечению потребностей производства в кадрах требуемой квалификации, содействует воспроизводству и закреплению их  в сельской местности, обеспечивает охрану труда и технику безопасности. Подразделения социальной инфраструктуры участвуют в создании условий для удовлетворения коммунальною-бытовых потребностей, как работников предприятия, так и членов их семей.

Социальная инфраструктура включает социально-бытовую и социально-духовную инфраструктуры. В социально-бытовую входят некоторые элементы материального производства в торговле, общественном питании, производственные услуги бытового обслуживания и др. В отраслевой классификации социальная инфраструктура представлена образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, транспортом и связью по обслуживанию населения. Каждая отрасль имеет свои особенности развития и размещения.

Концепция человеческого развития помещает человека в центре всего как главную цель политических, социальных и экономических процессов, а не просто как средство для достижения отдельных целей. Идея человеческого развития рассматривает это еще шире: важнейшие сферы выбора, высоко ценимые людьми, варьируют от политических, экономических и социальных возможностей до развития творческого, личного потенциала и принадлежности к сообществу. Данный выбор базируется на увеличении основных возможностей человека стать грамотным, получать знания, быть здоровым, полноценно питаться, не страдать от холода, отсутствия одежды и крова, свободно передвигаться. Все эти аспекты жизни людей рассматриваются через единый подход, что позволяет сравнивать различные страны через комплексные индексы, предлагаемые данной концепцией.

 

5    Государственная политика РК в сфере социальной защиты населения

Социальная политика представляет собой совокупность преобразующих действий государства  в целях совершенствования положения и защиты своих граждан. на основе принципов социального государства.

В основе социальной политики лежит создание эффективной системы социальной защиты.

Система социальной защиты в широком смысле слова – это система правовых, социально-политических и экономических гарантий, предоставляющих условия для обеспечения средств существования:

-трудоспособным гражданам за счет личного трудового вклада экономической самостоятельности и предпринимательства;

-социально уязвимым слоям за счет государства, но не ниже установленного государством прожиточного минимума;

Система социальной защиты в узком смысле – это коррекционные действия государства, направленные на ослабление противоречий, возникающие в экономическом и правовом статусе отдельных групп населения в условиях рыночных отношений.

Важнейшие элементы социального обеспечения:

  • социальное страхование
  • социальная помощь
  • социальная поддержка.

Социальное страхование – главный механизм регулирования в социально-трудовой сфере, основанный на взаимодействии трех субъектов: работодателя, работника и государства. Финансирование – за счет взносов.

Социальная помощь – признание государством обязанности обеспечить объекту помощь в поддержании условий существования, а в необходимых случаях условий . Финансирование – из бюджета и ориентация на индивидуальную нуждаемость получателя.

Социальная поддержка оказывается в случае утраты заработка, при чрезвычайных нагрузках на личный или семейный бюджет.

Структура системы социальной защиты в Казахстане, сформированная с 1999 года:

Республиканский бюджет                                Местные бюджеты

-пенсии по возрасту                                               -семейные пособия

-государственные пособия по инвалидности      – жилищные пособия

-государственные пособия по случаю                -материальная помощь безрабо

потери кормильца                                             ным,

общественные работы

-бесплатный гарантируемый объем                  – профессиональная подготовка

медицинской помощи                                            и переподготовка кадров

-специальные государственные пособия            -помощь в трудоустройстве

-пособие на рождение ребенка

-пособие на погребение

Рекомендуемая литература

1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999

  1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
  2. Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
  3. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:Экономика, 1998