Информационные ресурсы как инструмент в работе учителя в условиях дистанционного обучения
Левандовская Евгения Валерьевна
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УР
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Семей
Дистанционное обучение – это особая форма обучения. Работа в заданном дистанционном обучением формате, несомненно, еще один способ повысить свою ИКТ-компетентность, т.к. именно с использованием информационно-коммуникационных технологий связана деятельность в условиях ДО. Если для ВУЗов это обычная практика работы, то для педагога, работающего в школе, новый способ взглянуть и на возможности самих информационно-коммуникационных технологий, и на собственные возможности в их применении на практике.
Дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы, в том числе связанные с ИКТ, о которых следует знать учителю, чтобы обеспечить качество образовательного процесса. Поговорим о некоторых особенностях ДО в условиях, когда на ДО переведено 100% обучающихся, а не 1-2 ученика, с которыми вы уже проводили подобные уроки во время их отсутствия в школе по болезни или другой причине.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
– среды передачи информации: почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети;
– методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
– снижать затраты на проведение обучения за счет экономии времени на поездки к месту учебы;
– самостоятельно регулировать время на обучение;
– проводить обучение одновременно большого количества учеников;
– поддерживать качество обучения благодаря применению современных средств обучения;
– с одной стороны, создать единую образовательную среду для целого класса или параллели;
– с другой стороны, индивидуализировать обучение по потребностям отдельных обучающихся, т. е. осуществлять дифференцированный подход.
Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных форм обучения, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая.
В данный момент переход на ДО является вынужденным, но стоит учесть, что в системе образования дистанционное обучение отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и, вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение – наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.
Мы в настоящее время уже не можем себе представить дистанционное обучение без информационных технологий, так же, как и не можем представить свою жизнь без компьютера. Учебный процесс, который осуществляется на основе технологий дистанционного обучения, в отличие от ВУЗовского, который включает в себя как обязательные аудиторные занятия, также самостоятельную работу студентов, сейчас почти полностью переориентирован на самостоятельную работу обучающегося при постоянном контроле и, главное, поддержке учителя. Участие преподавателя определяться также необходимостью организации текущего контроля, проведения сетевых занятий (если такая имеется) и индивидуальных консультаций.
Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:
- технологии представления образовательной информации;
- технологии передачи образовательной информации;
- технологии хранения и обработки образовательной информации.
В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.
В основе процесса обучения лежит передача информации от учителя к ученику. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной.
Образовательная информация – это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную задачу. В обычной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает учитель. Он разъясняет, делает комментарии, осуществляет живую связь с учеником. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам ребенок и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования. Для соблюдения этих требований учитель может использовать готовые ресурсы, соответствующие этим требованиям. Прежде всего, это относится к электронным учебникам, а также к информационным базам и банкам знаний, справочным базам, образовательным платформам. Представляемая в них информация, в отличие от полиграфической, имеет совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней. Такими ресурсами, например, являются платформы Билимленд или Дарын-онлайн, др.
Образовательные технологии – это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонентов процесса обучения. В интерактивной среде “ученик – компьютер – преподаватель” (другие средства передачи информации) большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, важным моментом в образовательных технологиях ДО становится визуализация мысли, информации, знаний. Для этого учитель может использовать отдельные видеоматериалы, созданные самостоятельно или готовые ресурсы, презентации, предлагать обучающимся помощь в виде схем и таблиц, других визуализирующих учебный процесс материалов или ссылок на них. Учитель может также использовать следующие образовательные технологии.
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении в условиях массового обучения, могут относиться:
– видео-лекции, причем, как составленные самим учителем, так и готовые ресурсы;
– мультимедиа-лекции;
– электронные, мультимедийные учебники;
– компьютерные обучающие и тестирующие системы;
– имитационные модели и компьютерные тренажеры;
– теле и радиоуроки;
– видеоконференции, др.
Если говорить о технологиях передачи информации, то они, к сожалению, могут быть ограничены техническими возможностями как учителя, так и ученика. Но при этом наиболее востребованной является электронная система Кунделик. Которая предоставляет возможность передачи и обработки информации всеми участниками образовательного процесса. С помощью этого электронного ресурса обеспечивается постоянная обратная связь, при которой и учитель, и обучающийся, и родитель, может осуществлять обучение, поддержку, контроль образовательного процесса.
Дистанционное обучение может проходить в онлайн-режиме. Но, к сожалению, этот формат в данный момент недоступен.
Дистанционное обучение является новым актуальным направлением в сфере школьного образования, а не только вынужденной мерой. Дистанционное обучение будет иметь в ближайшем будущем самый распространённый вид. Поэтому освоение всех возможностей ИКТ в условиях ДО учителю следует воспринимать как еще один способ повышения своей профессиональной компетентности.