Инновационная деятельность в преподавании общественных дисциплин
Киль Павел Павлович
Преподаватель общественных дисциплин
КГКП «Лисаковский технический колледж»
Инновационная деятельность в современном образовании занимает ведущее место. В современных условиях концепция модернизации казахстанской образовательной системы заключается в формировании и развитии ведущих компетенций, как у педагогов, так и у обучающихся. Немаловажную роль играет и система получения знаний, освоения ключевых компетенций и совершенствование практической деятельности.
Средне – специальное образование, в настоящее время, является проводником в самостоятельную жизнь для каждого обучающегося. Государственные образовательные стандарты средне – специального образования выдвигают акцент на процесс приобретения знаний, эффективность которых будет зависеть от познавательной активности студентов. В связи с этим определены довольно высокие требования к качеству обучению будущих специалистов. Преподаватель всегда должен находиться в постоянном поиске новых методов и форм преподавания. Время не стоит на месте, те формы и методы, которые заслуживали внимания 10 -15 лет назад, во многом уже утратили свою значимость. Преподаватель должен развиваться сам и вести за собой обучающихся.
Современные инновационные методы, направленных на развитие и совершенствование учебного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности, требуют тщательного осмысления и адаптации. Они создают условия, как для формирования, так и закрепления знаний, умений и навыков у студентов.
Преподавание общественных дисциплин в системе средне –специального образования относится к базовой части учебного цикла и составляют важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов.
Цель в преподавании общественных дисциплин – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии Казахстана и других стран, уметь сопоставлять хронологию событий, делать выводы.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения. Наиболее успешными являются: технологии коллективной и групповой деятельности, метод проектов, подготовка публичных выступлений, дебаты.
Инновационные технологии, применяемые в преподавании общественных дисциплин способствуют организации и развитию диалогового общения, критического мышления.
Активно применяю инновационную технологию «Дебаты». Это современная педагогическая технология, которая представляет собой особую форму дискуссии, проводимую по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто увлекательный вид деятельности, интересный урок, но и эффективное средство для развития у обучающихся, необходимых компетенций, способствующих успешной жизнедеятельности, в частности, компетенции связанной с коммуникацией и взаимодействии в условиях современного общества.
Использование данной технологии способствует так же развитию лексико –грамматического строя речи, ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческого потенциала каждого участника дебатов, а также -формированию гражданской позиции.
Именно эти компетенции ведут к взаимопониманию, взаимообмену идеями, к совместному решению исторических задач.
Литература:
1. Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов//Федеральное агентство по образованию. – М.,2004.
2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., «Владос», 2000 г.