Инновационная деятельность в преподавании общественных дисциплин

Киль Павел Павлович

Преподаватель общественных дисциплин

КГКП «Лисаковский технический колледж»

Инновационная  деятельность в современном образовании занимает ведущее место. В современных условиях концепция модернизации казахстанской образовательной системы заключается в формировании и развитии ведущих компетенций,  как у педагогов, так и у обучающихся.      Немаловажную роль играет и система получения  знаний, освоения ключевых компетенций и совершенствование практической деятельности.

Средне – специальное  образование, в настоящее время, является проводником в самостоятельную жизнь для каждого обучающегося.        Государственные образовательные стандарты средне – специального   образования выдвигают  акцент  на  процесс приобретения знаний, эффективность которых будет  зависеть от познавательной активности студентов. В связи с этим определены  довольно  высокие требования к качеству обучению будущих специалистов. Преподаватель всегда должен  находиться в постоянном поиске новых методов и  форм  преподавания.          Время не стоит на месте, те формы и методы, которые заслуживали внимания 10 -15 лет назад, во многом уже утратили свою значимость. Преподаватель должен развиваться сам и вести за собой обучающихся.

Современные инновационные методы, направленных на развитие и совершенствование учебного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности,  требуют тщательного осмысления и адаптации. Они создают условия,  как для формирования, так и закрепления знаний, умений и навыков у студентов.
Преподавание общественных дисциплин в системе средне –специального образования относится к базовой части учебного цикла и составляют важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов.

Цель в преподавании общественных дисциплин – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии  Казахстана и других стран, уметь сопоставлять хронологию событий,  делать выводы.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения. Наиболее успешными являются: технологии коллективной и групповой деятельности, метод проектов, подготовка публичных выступлений, дебаты.

Инновационные технологии, применяемые в преподавании общественных дисциплин способствуют  организации и развитию  диалогового общения, критического мышления.

Активно применяю инновационную технологию  «Дебаты». Это современная педагогическая технология, которая представляет собой особую форму дискуссии, проводимую по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательный вид деятельности, интересный урок, но и эффективное средство для развития  у обучающихся, необходимых  компетенций, способствующих успешной жизнедеятельности, в частности, компетенции связанной с коммуникацией и взаимодействии в условиях современного общества.

Использование данной технологии способствует так же развитию лексико –грамматического строя речи, ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческого потенциала каждого участника дебатов,  а также -формированию гражданской позиции.

Именно эти компетенции ведут к взаимопониманию, взаимообмену идеями, к совместному решению исторических задач.

Литература:

1. Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов//Федеральное агентство по образованию. – М.,2004.

2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., «Владос», 2000 г.