Инновационная деятельность в специальной педагогике
Киль Елена Дмитриевна
Учитель – логопед
КГУ “Общеобразовательная школа №1 отдела образования города Лисаковска” Управления образования акимата Костанайской области
Современное общество характеризуется стремительным изменением ритмов жизнедеятельности, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности.
Статистика показывает, что ежегодно увеличивается количество младших школьников, имеющих трудности формирования устной речи, коммуникативных навыков, которые влекут за собой особую группу последствий: нарушение письменной речи и чтения. На протяжении более 15 лет в образовательных учреждениях открываются классы коррекционно – развивающего обучения, логопедические пункты и другие структуры специального образования. Количество специальных организаций образования в Казахстане, в настоящее время, составляет 420.
Особая миссия в настоящее время возлагается на специальных педагогов. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения и воспитания детей и подростков с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
В современном мире развитие специальной педагогики открывает большие и новые перспективы в поиске современных и наиболее эффективных средств, форм, методов обучения и воспитания. Постоянно используются новые методы в организации и внедрении этого процесса. При таких условиях, стремительного развития современного общества, каждому специальному педагогу необходимо искать и находить приемлемые способы достижения своих целей. А цель одна и самая главная – социализировать каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, используя способы повышения мотивации к учебной деятельности учащихся и улучшению качества обучения.
Инновационные методы в деятельности учителя – логопеда современной школы выступают, прежде всего, перспективным и эффективным средством коррекционно – развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу действенных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей школьного возраста. Невозможно использовать лишь одну технологию в логопедической работе. Должен быть широкий спектр применения в практической деятельности логопедических методов и инновационных технологий.
Одной из них является компьютерная технология, которая может плавно сочетаться с другими технологиями. Например, модульной, проектной технологией.
Компьютерная технология принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Практическая деятельность показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ученика.
Специальному педагогу, применяющему в практической деятельности компьютерную технологию, следует иметь и развивать в себе информационно – педагогическую компетенцию, которая существенно повышает требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам специального педагога.
Литература:
1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. – М.: Лайда, 1995.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.