ИННОВАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ – СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА
Жумагазина Аида Агыбаевна
Учитель истории, магистр истории
КГУ СОШ-лицей №7
Понятие «инновация» (латинское in – в, novus – новый) в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение.
В научной литературе слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Что же такое новое? Толковый словарь дает следующее определение: «Новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». [3, 482]. Но не всегда все новое равно прогрессивному и современному. Прогрессивно лишь то, что эффективно, вне зависимости от времени возникновения.
Образование – это открытая социально-педагогическая система, которая создается обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и образование. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в образовании в частности.
Сегодня:
- прежняя ориентация на цели государства сменяется личной ориентацией его членов;
- государство устанавливает образовательные стандарты и перестает давать жесткие заказы (типа «всестороннего и гармоничного развития личности»);
- государство перестало быть единственным учредителем образовательных учреждений;
- основными принципами образовательной политики государства стали гуманизация и демократизация.
Развитие университета без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс.
Установка на личностное развитие предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной образовательной системы следующие:
- свободный доступ студентов к информации, приобщение к культуре, творчеству;
- сохранение жизни, физического, психического и нравственного здоровья студентов;
- способность системы образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем студентов;
- способность инновационной образовательной системы адаптироваться к потребностям каждого студента, индивидуализировать обучение и воспитание, внедрять культуросообразный подход, обеспечивающий морально-психологическую комфортность учащегося в образовательном процессе;
- демократическое устройство совместной жизни студентов и преподавателей, способность высшей школы гуманитарной культуры обеспечивать уровень воспитанности, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности и достижениям студентов, проявленных в культурном саморазвитии
Единственный истинный источник творчества – это наша собственная личность. Необходимо постоянно подпитывать свой творческий дух. Д.Айян сердцевиной духа творчества считает ЯДРО:
Я – я хочу знать (любознательный);
Д – действенность (энергичность);
Р – риск (готовность рисковать);
О – открытость новому. [2, 9].
Слово «инновация» появилось в науке в конце ХІХ века в работах экономистов и культурологов. В 30-е годы ХХ века на Западе возникла специальная отрасль исследования нововведений – инноватика. Первоначально предметом ее изучения были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой научной отрасли расширились и стали охватывать и собственно социальные новшества, прежде всего – нововведения в организациях и на предприятиях (изменение структуры, способов принятия решений, освоение новой деятельности).
Инноватика изначально становилась как меж и многодисциплинарная сфера исследований. Ее родителями и «родственниками» оказались философия и социология, теория управления и психология, экономика и культурология.
У преподавателя всегда должен быть выбор:
Программа по освоению новых технологий, базирующаяся на системном подходе.
1-й этап – информация о новой образовательной технологии.
2-й этап – изучение новой образовательной технологии.
3-й этап – анализ полученной информации о новой образовательной технологии, ее использование для решения проблем и перспектив развития школы.
4-й этап – создание творческой группы.
5-й этап – работа с творческой группой или отдельными преподавателями по апробированию новой образовательной технологии.
6-й этап – контроль за результативностью, сравнительный анализ и регулирование (анализ планов занятий, посещение занятий, мониторинг качества обучения).
7-й этап – работа по обмену опытом (открытые занятия, научно-практические конференции, семинары).
8-й этап – постепенное внедрение новой технологии в работу преподавательского коллектива. Поэтапное отслеживание качества этой работы, результативности, рефлексивный этап.
9-й этап – подготовка научно-методических разработок и публикаций.
Существует два этапа проведения занятий.
Теоретический этап. Проведение теоретического семинара.
Теоретический доклад, раскрывающий (психологические, педагогические, специальные) основы конкретного подхода (технологии) учебной деятельности.
Выступление преподавателей, реализующих данный подход.
Обсуждение, ответы на вопросы.
Назначение сроков проведения семинара-практикума по данной теме; утверждение преподавателей, дающих открытые уроки.
Практический этап. Проведение семинара-практикума.
Подготовка открытых занятий по изучаемой технологии.
Проведение семинара: распределение педагогов по занятиям, проведений занятий, обсуждение.
Оценка семинара-практикума.
Какие бы новации не вводились, только на занятии как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: студент и преподаватель. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит препятствует, но преодолевающих его – одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытой жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Инновационное занятие – это занятие, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по своей сути, и выступают в качестве новации.
Литература:
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практич.пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК.-Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.-288с.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е, Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Научно-практич.пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК.-Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.-208с.
- Словарь иностранных слов, Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1990.