Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс
Кабдрахманова Гульмия Токтамысовна, директор школы имени Базылбека Ахметова
с.Ново-Одесское, Уланский район, Восточно-Казахстанская область
Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс
Концептуальные основы казахстанского воспитания предполагают приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
Современное казахстанское общество ориентировано на повышение роли воспитательного процесса, содержание и структура которого основана на общенациональной идее «Мәңгілік ел», основных ценностях семейного воспитания и интеграции учебно-воспитательного процесса.
В период глобальных преобразований, которые потрясают все прогрессивное человечество, возможны не только потребительское отношение к окружающему миру, но и отход от культурно-исторических истоков, что может привести к весьма плачевным результатам, агрессии, падению нравственности.
Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимние на духовно-нравственные преобразования в сознании казахстанцев, что в свою очередь послужит стартовой площадкой для устойчивого развития национальной культуры, языка.
Необходимо помнить о менталитете казахского народа, который выражается в любви к родной земле, привязанности к моральным ценностям, уважении к старшему поколению, гостеприимству и толерантности. Для этого нужны новые подходы, новое видение в системе воспитательной работы.
За годы существования суверенного Казахстана молодежь становится активной участницей преобразований, происходящих в стране. Идёт рост национального самосознания, процесс формирования нового казахстанского патриотизма, мировоззрения.
В связи с этим, в Казахстане, реализуется программа нравственно-духовного образования «Самопознание», имеющая метапредметный и воспитательный потенциал, автором которой является С.А. Назарбаева.
Наша школа, одна из немногих в области, вошла в проект по интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс. Программа охватывает все сферы учебно-воспитательной работы школы, выполняя роль одного из ведущих механизмов усиления работы в классных коллективах, работе с родительской общественностью и общества в целом, способствует воспитанию достойных граждан, обладающих нравственными качествами.
Приоритетными направлениями в системе воспитания школы являются воспитание казахстанского патриотизма, гражданственности, духовно-нравственное воспитание, семейное и национальное воспитание, трудовое, экономическое и экологическое, поликультурное, художественно-эстетическое, интеллектуальное и физическое.
Региональной рабочей группой были внесены коррективы в общешкольный учебно – воспитательный план, мы включили раздел по нравственно-духовному образованию. Во главе с администрацией школы группа проводит консультативно-методическую работу по улучшению преподавания предмета «Самопознание», анализу открытых уроков, внеурочных мероприятий, работе с родителями.
Поскольку школа малокомлектная, то вся работа, проводимая коллективом школы, прозрачна и доступна.
Мы используем ширрокий спектр информационных ресурсов, хотя с Интернетом у нас бывают проблемы (низкая скорость) на уроках и во внеучебное время.
В этом году, в рамках программы «Рухани жангыру», были организованы и проведены с учащимися школы краеведческие экспедиции по сакральным местам Восточно-Казахстанской области, встречи с правоохранительными органами, тружениками тыла, оказана помощь престарелым. В рамках акции «Мәңгілік Ел» проведены благотворительные акции «Твори добро!», «Дорога в школу», учителя школы ежегодно помогают детям – сиротам, проживающим на территории района, перечисляя на их счёт однодневную заработную плату. В рамках акции «Тұған жерге тағызым», крестьянские хозяйства округа подарили школе 2 миллиона тенге, на которые были приобретены комплектующие для кабинета «Робототехника», теперь наши дети имеют возможность создавать своими руками роботов, увлеченно погружаясь в мир электронной техники. Коллектив школы принял участие в проведении 90-летия Уланского района – это были интересные встречи, беседы, концерты, поездки по школам с целью посещения музеев и многое другое.
Наша задача – посмотреть, как работает программа в рамках школы,
как она влияет на коллектив и каждого ее члена в отдельности, а самое главное, создание условий для организации эффективной учебно-воспитательной работы, формирование социально значимых качеств личности, уважение к родному и государственному языкам и этнокультуре, повышение психолого-педагогической компетентности и ответственности родителей за воспитание детей.
Программа направлена на формирование гармонично развитого человека, обладающего развитыми духовно-нравственными качествами.
Данное направление и есть наша основная цель работы.