Как формирующее оценивание способствует развитию профайлов учащихся при выполнении исследовательского проекта?

Умарбекова Гульмира Таланбековна

учитель-модератор русского языка и литературы

Кабышева Жанар Омирзаковна

учитель-модератор русского языка и литературы

Международная школа г.Астана

Международная школа г.Астана в процессе преподавания и обучения реализует миссию «Создать условия для воспитания здоровой, высоконравственной, интеллектуальной, творческой и успешной личности, способной ценить культуру своего народа и уважать другие культуры, готовой обучаться на протяжении всей жизни и вносить вклад в развитие мира». Программа  Международного бакалавриата, по которой дети обучаются в начальной школе, обеспечивает академические знания и развивает жизненные навыки. Одним из важных элементов программы является групповой исследовательский проект, который выполняют учащиеся 5 классов под руководством супервайзеров. Исследование в действии, инициируемое нами, учителями, было основано на следующем вопросе «Как формирующее оценивание способствует развитию профайлов учащихся при выполнении исследовательского проекта ?» .

Первоначально оценивание для обучения, применяемое супервайзерами, определило направление, в котором учащимся следовало начать работу. Учащиеся выбрали проблемы, которые их интересуют, используя инструмент «Поделись с другими».  Углублению пониманию проблем способствовали вопросы, которые супервайзеры задавали учащимся: «Почему вы выбрали именно эту проблему?», «Что вы хотите знать об этой проблеме?»,  «Какие концепции помогут вам развить идею исследования?». Группа учащихся 5 классов  «А» через используемый инструмент оценивания и открытые вопросы супервайзеров выбрали тему «Древняя колыбель цивилизации — Отрар»  и проблему «Как воздействует изменение климата на объект всемирного наследия?». Группа учащихся 5 класса «В» исследовали тему «Синтетические материалы» и проблему  «Как синтетические материалы влияют на окружающую среду?». Учащиеся использовали такие методы исследования, как изучение литературы, интервью, экскурсии и экспедиции. Формирующее оценивание этапа исследования, обратная связь от супервайзеров помогла учащимся собрать и систематизировать собранный материал. Качественному исследования также способствовали инструмент «Самооценивание», предложенный супервайзерами. Считаем, что самым главным вопросом этого инструмента являлся   «Над чем мне следует поработать, чтобы улучшить свое понимание темы?». Как затем отметили учащиеся в рефлексии, размышление над этим вопросом повысило у них чувство ответственности за свое обучение. Методы исследования и самооценивание позволили детям сделать качественные наблюдения и выводы. Важной составной частью проекта являлось действие, которое выполняли дети в ответ на проведенную исследовательскую работу. Действие развивало ответственное отношение к социальной среде. Действия, выбранные учащимися — это информирование других членов сообщества о существующих проблемах. Рефлексия помогла им проанализировать пройденный путь, найти сильные стороны в работе и стороны, требующие улучшения. Выполненные исследовательские проекты дети презентовали перед школьным сообществом на выставке «IB PYP Exhibition 2023». Проекты получили высокие оценки от учащихся,  родителей и учителей. 

Таким образом, наблюдение над исследовательской работой учащихся и данные опроса детей показали, что инструменты формирующего оценивания способствовали развитию профайлов учащихся «Думающий», «Исследующий», «Рефлексирующий».